 

Юридический и почтовый адрес учредителя и издателя: САФУ им. М.В. Ломоносова, наб. Северной Двины, д. 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Адрес редакции: «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», ул. Урицкого, 56, г. Архангельск
Тел: (818-2) 21-61-00, вн. 18-20
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru
|
Фильм «Истр» как опыт визуального философствования: этические аспекты техники в философии М. Хайдеггера. С. 122-133
|
|
Рубрика: Философия
Скачать статью
(pdf, 0.4MB )
УДК
165.19+[7.038.53:791.43]
DOI
10.37482/2687-1505-V439
Сведения об авторах
Ольга Владимировна Конфедерат1 – кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры истории России и зарубежных стран Челябинского государственного университета (адрес: 454129, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 129).
e-mail: olga.confederat@yandex.ru, ORCID: https://orcid.org/0009-0006-1315-2662
Наталья Геннадьевна Дядык2* – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (адрес: 454080, г. Челябинск, просп. Ленина, д. 69).
e-mail: djadykng@cspu.ru*, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9256-3438
Аннотация
Статья посвящена эвристическим возможностям кино как опыта визуального философствования. Документальный фильм «Истр» построен в виде путешествия к истоку Дуная, а спутниками здесь выступают современные философы Б. Стиглер, Ф. Лаку-Лабарт, Ж.-Л. Нанси и др., трактующие философию М. Хайдеггера и смежные с ней темы: техника и культура, Хайдеггер и евреи, Хайдеггер и вопрос о технике. Теоретическая значимость исследования заключается в диалогическом осмыслении философских текстов Хайдеггера и кинематографического текста Д. Барисона и Д. Росса. Практическая значимость состоит в том, что философский диалог двух культурных эпох по поводу ключевых антропологических и культурфилософских проблем человека и техники, конструируемый средствами кинематографа, становится методическим материалом и дидактическим приемом для организации изучения актуальных проблем современной философии на практических занятиях со студентами. Авторы исследуют методические возможности использования документального фильма на семинарах по философии с целью введения учащихся в сам процесс философствования, рассматривают модусы философской рефлексии в логическом (лингвистическом) и феноменологическом (оптически-чувственном) аспектах. Путем анализа фильма студентам предлагается проверить гипотезу о рисках «технического» основания идентичности (национального, политического, конфессионального, этнического, профессионального и т. д.) в условиях невыясненного основания понятия «человек». В статье утверждается, что кинематографическое произведение может служить инструментом понимания сложных философских концепций и быть опытом философствования как мыслительной практики. Следуя структуре и содержанию кинокартины «Истр», можно поставить и обсудить на философском уровне актуальные социокультурные проблемы, такие как взаимоотношения человека и техники, философские основания политики, вопрос идентичности человека в глобализующейся культуре, структура исторического времени, размеченного человеком согласно его представлениям о правильном и должном. Перспективы исследования связаны с видовым разнообразием современных философских фильмов, требующим творческого подхода к методике их использования в учебном процессе.
Ключевые слова
фильм «Истр», М. Хайдеггер, Б. Стиглер, Ф. Лаку-Лабарт, Ж.-Л. Нанси, философский фильм, философский диалог, визуальное философствование
Список литературы
- Вермишова П.И. Медиатексты, философия и критическое мышление: потенциал использования в учебном процессе // Вестн. Перм. гос. гуманит.-пед. ун-та. Сер. 3: Гуманит. и обществ. науки. 2024. No 1. С. 5–13. https://doi.org/10.24412/2308-7226-2024-1-005-013
- Гудов В.А., Гудова М.Ю. Мультимодальный педагогический дизайн и уроки философии экзистенциализма (на примере кинофильмов А. Звягинцева) // Вестн. Казах. нац. жен. пед. ун-та. 2021. No 4 (88). С. 32–40. https://doi.org/10.52512/2306-5079-2021-88-4-32-40
- Торбург М.Р. Современное киноискусство как инструмент обучения философии на материале фильма К. Нолана «Интерстеллар» (2014) // Философия и искусство: материалы VII Междунар. науч. конф. М.: РАМ им. Гнесиных, 2023. С. 241–247.
- Хитарова И.Ю. Кино как форма передачи философского знания // Культурол. журн. 2010. No 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kino-kak-forma-peredachi-filosofskogo-znaniya (дата обращения: 05.01.2025).
- Эмирова Е.Э. Основы философии через призму кинематографа // Гуманит. трактат. 2021. No 100. С. 12–14.
- Babich B. The Ister: Between the Documentary and Heidegger’s Lecture Course Politics, Geographies, and Rivers // Articles and Chapters in Academic Book Collections. 2011. Vol. 38. URL: https://fordham.bepress.com/phil_babich/38 (дата обращения: 05.01.2025).
- Crogan P. The Duck and the Philosopher: Rhythms of Editing and Thinking Between Bernard Stiegler and The Ister // Transform. J. Media Cult. 2009. No 17. URL: https://www.transformationsjournal.org/wp-content/uploads/2017/01/Crogan_Trans17.pdf (дата обращения: 05.01.2025).
- Daley L. The Ister: Cinema’s Interruption // Film-Philosophy. 2013. Vol. 17, No 1. P. 177–192. https://doi.org/10.3366/film.2013.0010
- Judaken J. Philosophers on Celluloid: Sartre, Beauvoir, Heidegger, and the French Heideggerians // H-Net Rev. 2007. July. URL: http://www.h-net.org/reviews/showrev.php?id=15483 (дата обращения: 05.01.2025).
- Азарова Ю.О. Деррида и Стиглер: культура, геополитика и теле-технологии // Диалог культур в эпоху глобальных рисков: материалы Междунар. науч. конф. и X науч.-теорет. семинара «Инновационные стратегии в современной социальной философии»: в 2 ч. Минск: БГУ, 2016. Ч. 2. С. 438–442. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/156572 (дата обращения: 05.01.2025).
- Подорога Б.В. Краткий очерк истории мнемотехник Бернарда Стиглера // Омск. науч. вестн. Сер.: О-во. История. Современность. 2020. Т. 5, No 4. С. 42–47. https://doi.org/10.25206/2542-0488-2020-5-4-42-47
- Подорога Б.В. Логос и протез: теория третьей памяти Бернарда Стиглера // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2020. No 6. С. 90–99. https://doi.org/10.37482/2687-1505-V067
- Делез Ж. Кино / науч. ред. и вступ. ст. О. Аронсона, пер. с фр. Б. Скуратова. М.: Ад Маргинем, 2004. 624 с.
- Стиглер Б. Дух просвещения в эпоху философской инженерии // Худ. журн. 2018. No 106. URL: https://moscowartmagazine.com/issue/81/article/1775 (дата обращения: 05.01.2025).
- Платон. Собр. соч.: в 4 т. / под общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1990. Т. 1. 864 с. (Сер.: Филос. наследие).
- Корнетов Г.Б. Сократ и Платон: как обучить человека добродетели // Изв. Рос. акад. образования. 2024. No 2 (66). С. 75–97.
- Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: пер. с нем. М.: Республика, 1993. С. 221–238.
- Стиглер Б. Что называется заботой? По ту сторону антропоцена // Худ. журн. 2021. No 116. URL: https://moscowartmagazine.com/issue/104/article/2286 (дата обращения: 05.01.2025).
- Heidegger M. Gesamtausgabe. III Abteilung: Unveröffentlichte Abhandlungen. Vorträge-Gedachtes. Bd. 79. Bremer und Freiburger Vorträge. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1994. 186 S. URL: https://heidegger.ru/wp-content/uploads/2025/06/Band-79.pdf (дата обращения: 05.01.2025).
- Лаку-Лабарт Ф. Música ficta (Фигуры Вагнера) / пер. с фр., послесл. и примеч. В.Е. Лапицкого. СПб.: Аксиома: Азбука, 1999. 224 с.
- Гёльдерлин Ф. Примечания к Эдипу / пер. с нем. С. Фокина // ESSE: Филос. и теол. исслед. 2016. Т. 1, No 2. С. 65–74.
- Хайдеггер М. Слово // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: пер. с нем. М.: Республика, 1993. С. 302–312.
- Ross D. Heidegger and the Question of the Political: Thesis. Monash Univ., 2022. 303 p. https://doi.org/10.4225/03/59cb28da3b42d
|