CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Проблема техники и технологизации современных процессов сквозь призму методологии Мартина Хайдеггера. С. 102–108

Версия для печати

: Философия

1(091)

10.37482/2687-1505-V227

ЛЕБЕДЬ Екатерина Сергеевна, аспирант кафедры философии и права Сургутского государственного университета. Автор 3 научных публикаций*
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4241-8395
*Адрес: 628412, г. Сургут, просп. Ленина, д. 1; e-mail: kkovaleva2@yandex.ru

В статье на основании философского метода Мартина Хайдеггера (1889–1976) сделана попытка показать, каким образом возможно преодоление дистанции, отделяющей мир философии от мира высокотехнологичных разработок. Цель исследования – экстраполировать образ мышления Хайдеггера на современные процессы технологизации и цифровизации, представить способы использования на практике «хайдеггерианской» философии сегодня. Таким образом, необходимо сделать шаг назад и пересмотреть попытки Хайдеггера по разработке нового способа вопрошания и мышления. Актуальность статьи обусловлена все большим развитием технологизации и цифровизации всех сфер человеческой жизни, в том числе образования, культуры и философии. Для выявления слабых сторон и недостатков концепции цифровизации ей противопоставляется хайдеггерианская критика политехнического мышления вообще и его «цифровой» составляющей в частности. Показано, как возможно преодоление разрыва между техникой и подлинным бытием человека. Рассмотрено, как на протяжении развития философской мысли Хайдеггера формируются его анализ и отношение к технике, начиная с анализа Dasein (человеческого существования как бытия) в раннем периоде и заканчивая смещением фокуса на язык, поэзию и язык поэтов в позднем. В философии Хайдеггера такой поэзией стала поэзия Ф. Гёльдерлина (1770–1843). Рассмотрена концепция махинативности как обоснования технологичности процессов жизни человека. Представлены основные признаки махинативности, такие как: превращение социальной сферы в огромный механизм-«махину», управляемый технологией; цифровизация как приравнивание индивидов; признание всемогущества технологий, реализованных как «программы действий». В эпоху махинативности человек еще не может признать себя машиной, он считает себя живым существом, проявляющим собственные переживания. В заключении делается вывод, что философия должна сыграть ведущую роль в определении, критической оценке новой картины мира человека в глобальном масштабе.

философия техники, бытие человека, М. Хайдеггер, история философии, цифровизация, махинативность, технологичность
(pdf, 0.5MB )

  1. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Доступ из справ.- gравовой системы «КонсультантПлюс».

  2. Михайловский А.В., Пилявский Н.А. Мартин Хайдеггер и будущее: почему у техники не техническая сущность и зачем нужна поэзия в XXI веке? // М. Хайдеггер и русская философская мысль: коллектив. моногр. / отв. ред. Ю.М. Романенко. СПб.: Изд-во РХГА, 2021. С. 356–378.

  3. Дрейфус Х. Хайдеггер о взаимосвязи нигилизма, искусства, техники и политики // Мартин Хайдеггер: сб. ст. / сост. Д.Ю. Дорофеев. СПб.: РХГИ, 2004. С. 508–541.

  4. Хесле В. Философия техники М. Хайдеггера // Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: Наука, 1991. С. 138–153.

  5. Luckner A. Heidegger und das Denken der Technik. Bielefeld: Тranscript, 2008. 150 s.

  6. Zimmerman M.E. Heidegger’s Confrontation with Modernity: Technology, Politics, and Art. Bloomington: Indiana University Press, 1990. 336 p.

  7. Перцев А.В., Циплакова Ю.В. Хайдеггер I и Хайдеггер II: о микропарадигмах в историко-философской науке // Манускрипт. 2020. Т. 13, № 12. С. 162–169. DOI: 10.30853/mns200569

  8. Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков: Фолио, 2003. 503 с.

  9. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. СПб.: Высш. религиоз.-филос. шк., 2001. 446 с.

  10. Zwart H. Coming to Terms with Technoscience: The Heideggerian Way // Hum. Stud. 2020. Vol. 43, № 3. Р. 385–408. DOI: 10.1007/s10746-020-09554-3

  11. Гвардини Р. Гельдерлин. Картина мира и боговдохновленность / пер. с нем. А.В. Перцева, С.П. Пургина. СПб.: Наука, 2015. 490 с.

  12. Heidegger M. Gesamtausgabe. Band 66: Besinnung (1938–1939). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1997. 437 s.

  13. Перцев А.В., Ковалева Е.С. История философии как наука и диагностика современности (от махинативности до панк-кинизма) // Философия сегодня: ценности, перспективы, смыслы: сб. материалов конф. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021. С. 33–58.

  14. Михайловский А.В. Ранняя мысль М. Хайдеггера о технике: между критикой культуры и героическим реализмом // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16, № 4. С. 387–393. DOI: 10.18500/1819-7671-2016-16-4-387-393

  15. Перцев А.В., Ковалева Е.С. «Духовная ситуация времени» как историко-философский диагноз эпохи // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2021. № 3. С. 117–129. DOI: 10.25198/2077-7175-2021-3-117