Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск
Тел: (818-2) 21-61-21
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
vestnik@narfu.ru
|
Страхи как социально-психологический феномен в кинопропаганде холодной войны. С. 48–58
|
|
: История
[94(73).091+94(73).091:94(47).084]:791.43.05
10.37482/2687-1505-V165
ПРОСОЛОВА Екатерина Викторовна, аспирантка кафедры истории России Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского (Республика Крым, г. Симферополь). Автор 5 научных публикаций*
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3937-3851
*Адрес: 295007, Республика Крым, г. Симферополь, просп. Академика Вернадского, д. 4; e-mail:
katerina.prosolova@mail.ru
Рассматриваются роль и место кинопропаганды в формировании специфических страхов в массовом сознании на протяжении холодной войны. Предметом исследования выступают характерные нарративные модели, за счет которых государственная пропаганда СССР и США создавала упрощенное восприятие противника. На основе более 150 фильмов периода 1946–1991 годов предпринимается попытка анализа типичных сюжетных конструкций в кинематографе, создающих, поддерживающих и распространяющих общественные страхи перед врагом. Выделяется четыре вида таких страхов (страх отчуждения, скрытого врага, захвата и ядерной войны), каждый из которых оказал значительное влияние на массовое сознание и стал базисом для развития усложненных моделей пропаганды. Устанавливается прямая взаимосвязь между значимыми внешнеполитическими событиями холодной войны и трансформациями кинопропаганды. Демонстрируется динамика изменения общественного мнения с конца 1940-х по конец 1980-х годов по вопросам, связанным с явными угрозами – ядерной войной, оккупацией, действиями шпионов и диверсантов. Указывается, что активное использование в пропаганде событий первого этапа противостояния СССР и США привело к тому, что изначально небезосновательные страхи населения были закреплены с помощью инструментов влияния, в т. ч. с помощью кинематографа, и просуществовали вплоть до конца XX века. На основе проведенного анализа делается вывод о влиянии страхов в кинопропаганде на процесс стереотипизации и мифологизации мышления. Феномен самовоспроизведения подобного вида идеологического влияния позволяет говорить о его актуальности и на современном этапе российско-американских отношений.
идеологическое противостояние СССР и США, государственная пропаганда, антисоветский кинематограф, антиамериканский кинематограф, страхи холодной войны, глобальные угрозы, информационно-психологическая борьба
(pdf, 0.4MB )
-
Козырев Г.И. «Враг» и «образ врага» в общественных и политических отношениях // Социол. исследования. 2008. № 1. C. 31–39.
-
Почепцов Г.Г. Психологические войны. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2000. 528 с.
-
Сенявская Е.С. Противники России в войнах XX века: Эволюция «образа врага» в сознании армии и общества. М.: РОССПЭН, 2006. 287 с.
-
Фатеев А.В. Образ врага в советской пропаганде. 1945–1954 гг. М.: Изд. центр ИРИ РАН, 1999. 261 с.
-
Немкина Л.Н. Советская пропаганда периода «холодной войны»: методология и эффективная технология // Acta Diurna. 2005. № 3. URL: http://www.psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_3/ne_cold.html (дата обращения: 05.05.2021).
-
Мирошников С.Н. Становление механизма информационно-психологической войны и «культурной дипломатии» в США в 1946–1956 гг. // Вестн. Сургут. гос. пед. ун-та. 2015. № 5(38). С. 186–194.
-
Федоров А.В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946–1991) до современного этапа (1992–2010). М.: Информация для всех, 2010. 202 с.
-
Федоров А.В. Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей. М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2017. 389 c.
-
Колесникова А.Г. «Бой после победы»: образ врага в советском игровом кино периода холодной войны. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2015. 231 с.
-
Туровская М.И. Фильмы «холодной войны» // Искусство кино. 1996. № 9. С. 98–106.
-
Добренко Е.А. Американцы в советских фильмах времен холодной войны // Америка: литературные и культурные отображения / под ред. О.Ю. Анцыферовой. Иваново: Иванов. гос. ун-т, 2012. С. 445–468.
-
Shaw T. Hollywood's Cold War. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2007. 336 p.
-
Shaw T., Youngblood D.J. Cinematic Cold War: The American and Soviet Struggle for Hearts and Minds. Lawrence: University Press of Kansas, 2010. 301 p.
-
Strada M., Troper H. Friend or Foe? Russian in American Film and Foreign Policy, 1933–1991. Lanham: Scarecrow Press, 1997. 255 p.
-
Barson M., Heller S. Red Scared! The Commie Menace in Propaganda and Popular Culture. San Francisco: Chronicle Books, 2001. 160 p.
-
Keen S. Faces of the Enemy: Reflections of the Hostile Imagination. San Francisco: Harper & Row, 1986. 200 p.
-
Cinema in the Cold War: Political Projections / еd. by C. Buffet. London: Routledge, 2015. 164 p.
-
Рябов О.В. «Мистер Джон Ланкастер Пек»: американская маскулинность в советском кинематографе холодной войны (1946–1963) // Женщина в рос. о-ве. 2012. № 4. С. 44–57.
-
Classen C. Enemies, Spies, and the Bomb // The Cold War: Historiography, Memory, Representation / ed. by K.H. Jarausch, C.F. Ostermann, A. Etges. Berlin: De Gruyter, 2017. P. 152–176.
-
Willmetts S. In Secrecy’s Shadow: The OSS and CIA in Hollywood Cinema 1941–1979. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2016. 307 p.
-
Kackman M. Citizen Spy: Television, Espionage, and Cold War Culture. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2005. 278 p.
-
Nowak L. Images of Nuclear War in US Government Films from the Early Cold War // Understanding the Imaginary War: Culture, Thought and Nuclear Conflict, 1945–90 / ed. by M. Grant, B. Ziemann. Manchester: Manchester University Press, 2016. P. 260–287.
-
Kozovoi A. ‘More Powerful Than The Day After’: The Cold War and the Making of Dead Man’s Letters (1986) // Hist. J. Film Radio Telev. 2019. Vol. 39, № 1. Р. 168–186. DOI: 10.1080/01439685.2018.1472835
-
Greiner B. Angst im Kalten Krieg. Bilanz und Ausblick // Angst im Kalten Krieg / hrsg. von B. Greiner, C.T. Müller, D. Walter. Hamburg: Hamburger Edition, 2009. S. 7–34.
-
Churchill W. The Sinews of Peace (‘Iron Curtain Speech’). Westminster College, Fulton, Missouri. March 5, 1946. URL: https://winstonchurchill.org/resources/speeches/1946-1963-elder-statesman/the-sinews-of-peace/ (дата обращения: 30.06.2021).
-
Страх // Antinazi. Энциклопедия социологии. 2009. URL: https://endic.ru/enc_sociology/Strah-3173.html (дата обращения: 25.05.2021).
-
Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. Век XXI. М.: ТД Алгоритм, 2015. 640 с.
-
Strunk M. The Quarter’s Polls // Public Opin. Q. 1951. Vol. 15, № 1. Р. 167–179.
-
XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза, 17–31 октября 1961 года. Стенографический отчет. Т. II. М.: Госполитиздат, 1962. 608 c.
-
Программа Коммунистической партии Советского Союза [1961 г.] // XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза, 17–31 октября 1961 года. Стенографический отчет. Т. III. М.: Госполитиздат, 1962. С. 229–335.
-
Советский простой человек: Опыт социального портрета на рубеже 90-х / отв. ред. Ю.А. Левада. М.: Мировой океан, 1993. 300 с.
-
Полынов М.Ф. Отношения с США во внешней политике М.С. Горбачева в годы Перестройки. 1985–1991 гг. // Общество. Среда. Развитие. 2016. № 2(39). С. 14–21.
-
Березин О. Решения должны быть законными, но эффективными: кинотеатры в эпоху перестройки // Искусство кино. 29.10.2019. URL: https://kinoart.ru/texts/resheniya-dolzhny-byt-zakonnymi-no-effektivnymi-kinoteatry-v-epohu-perestroyki (дата обращения: 25.06.2021).
-
Richman A. Changing American Attitudes Toward the Soviet Union // Public Opin. Q. 1991. Vol. 55, № 1. P. 135–148. DOI: 10.1086/269246
|