Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Лингвистика
811.161.1:316.77
БАЛАКАЙ Анна Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета имени С.М. Кирова. Автор 35 научных публикаций, в т. ч. трех учебных пособий*
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4441-0816 *Адрес: 194021, Санкт-Петербург, Институтский пер., д. 5, корп. 1; e-mail: balakay@bk.ru Блогинг является неотъемлемой частью современной интернет-коммуникации. Он позволяет преодолевать границы времени и пространства, давая возможность людям всего мира взаимодействовать в режиме онлайн: находить единомышленников, учиться, общаться, получать актуальную информацию и т. д. Наибольшую востребованность в настоящее время приобретает видеоформат такого взаимодействия – видеоблогинг. Видеоблогеры – те, кто ведет собственные видеоблоги, – часто оказываются в позиции лидера, их образ жизни, особенности речи становятся образцом для подписчиков канала; к видеоблогерам прислушиваются, им стремятся подражать. Поскольку каждой социальной роли соответствует определенный тип речевого поведения и набор языковых средств, можно предположить, что речь видеоблогеров также имеет определенную специфику. Данное исследование является составной частью разноаспектного изучения речи современного видеоблогера вышивального сообщества YouTube и посвящено рассмотрению активных процессов образования производных слов в речи современных видеоблогеров-вышивальщиц. Материалом для создания настоящей статьи послужили записи русскоязычных видеоблогов, посвященных вышивке и транслируемых на YouTube в период 2016–2020 годов. Исследование показало, что появление производных слов в разговорной речи вышивальщиц не является случайным. Дериваты образуются довольно часто, заимствуются видеоблогерами-вышивальщицами друг у друга и служат для выполнения различных функций, главными из которых являются номинативная и эмоционально-оценочная. Творческая составляющая деятельности вышивальщиц находит отражение в их речи: процесс образования новых слов характеризуется образностью, метафоричностью, а также обилием деминутивов с положительной коннотацией. Для цитирования: Балакай А.А. Активные процессы словообразования в речи современного видеоблогера (на материале русскоязычных вышивальных видеоблогов YouTube) // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2021. Т. 21, № 4. С. 22–30. DOI: 10.37482/2687-1505-V114
современная разговорная речь, интернет-коммуникация, видеоблогер, YouTube, активное словообразование, вышивальный видеоблог
1. Ануфриева Н.А. Видеоблогинг как источник заимствованной лексики в современном русском языке // Обучение русскому языку и литературе: формы, методы, инновации: сб. материалов III Всерос. науч.-метод. конф. / отв. ред. С.Б. Козинец. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2016. С. 8–10.
2. Кириллов Д.А. Видеоблогинг: функции, типология, параметры успешности // Череповецкие научные чтения – 2015: материалы Всерос. науч.-практ. конф.: в 4 ч. Ч. 1. Литературоведение, лингвистика, СМИ, история, философия, социология, политология / отв. ред. Н.П. Павлова. Череповец: Череповец. гос. ун-т, 2016. С. 74–76. 3. Абросимова Е.Е. Видеоблогосфера: построение онтологии предметной области // Дискурс. 2017. № 8(10). С. 66–75. 4. Доронина Ю.Г. Видеоблоги как новые медиа // Альманах мировой науки. 2018. № 6(26). С. 97–99. 5. Загоруйко И.Н. Карнавализация коммуникативного пространства видеоблогов // Соврем. наука: актуал. проблемы теории и практики. Сер.: Гуманит. науки. 2018. № 5. С. 119–123. 6. Косова О.А., Кашина М.А. Специфика видеоблога как жанра интернет-коммуникации (на материале роликов Let’s Play) // Академическая наука – проблемы и достижения: материалы XVI Междунар. науч.-практ. конф. (9–10 июля 2018 г.). North Charleston, USA, 2018. Т. 1. С. 76–80. 7. Артемова Д.А. Жанровая система видеоблогов хостинга YouTube. Опыт системного анализа // Филологические этюды: сб. науч. ст. молодых ученых. Вып. 23. Саратов: Саратов. нац. исслед. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского, 2020. С. 130–135. 8. Болотнов А.В. Видеоблогер как тип информационно-медийной языковой личности и его медиадискурс // Русская речевая культура и текст: материалы IX Междунар. науч. конф. / под общ. ред. Н.С. Болотновой. Томск: Изд-во Томск. ЦНТИ, 2016. С. 131–138. 9. Киклевич А. You Tube против «Словаря русского языка» (о функционально-коммуникативной маркированности полисемии) // Актуал. проблемы стилистики. 2017. № 3. С. 190–197. 10. Балакай А. Речевая характеристика современного блогера (на материале блогеров-вышивальщиц российского видеохостинга YouTube) // Prz. Wschodnioeuropejski. 2019. Vol. 10, № 2. С. 293–303. DOI: 10.31648/pw.5481 11. Напольских А.А., Ермолаева Е.Н. Коммуникативно-функциональная характеристика речевого поведения видеоблогера // Диалог культур – диалог о мире и во имя мира: материалы XI Междунар. студенч. науч.-практ. конф. Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2020. С. 138–143. 12. Самарина Т.Н. Женский рукодельный блогинг в интернет пространстве как способ самореализации (бизнес и досуг) // Гендерные отношения в современном мире: управление, экономика, социальная политика: материалы междунар. науч. конф. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2019. С. 177–182. 13. Жилинская Т.С., Гончарова С.А., Шевченко А.Ф. Авторский медиаконтент о рукоделии в Интернете: виды и способы трансляции // Материалы международного научного форума «Образование. Наука. Культура»: сб. науч. ст. / под общ. ред. Б.В. Илькевича, отв. ред. Н.В. Осипова. Гжель: ГГУ, 2016. С. 93–96. 14. Илизарова В.В., Самарина Т.Н. Трансформация женского рукодельного сообщества в сетевом пространстве // Реформы в повседневной жизни населения России: история и современность: материалы междунар. науч. конф. / отв. ред. В.А. Веременко, В.Н. Шайдуров. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2020. Т. 2. С. 201–204. 15. Демин П.В., Сорочан Е.А. Социальные эффекты онлайн-сообществ: нетнография YouTube-сообщества вышивальщиц // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 5. С. 312–343. DOI: 10.14515/monitoring.2020.5.913 16. Ярошенко О.А. Штрихи к речевому портрету русского интеллигента // Вестн. Иркут. гос. лингвист. ун-та. 2010. № 3(11). С. 68–77. |