CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

О проблематичности решения вопросов о метафизическом зле и смысле мировой истории в рамках философии В.С. Соловьева. С. 125–135

Версия для печати

: Философия

111.7

10.17238/issn2227-6564.2019.5.125

КАЗАЧЕНКО Константин Юрьевич, соискатель кафедры истории отечественной философии Российского государственного гуманитарного университета (Москва). Автор двух научных публикаций*
*Адрес: 125993, Москва, Миусская площадь, д. 6; e-mail: infirmus100@yahoo.com

Статья посвящена рассмотрению вопросов о метафизическом зле и смысле мировой истории. Понятие «метафизическое зло» впервые введено Г.В. Лейбницем в сочинении «Опыты теодицеи о благости Божьей, свободе человека и природе зла». Данная разновидность зла заключается в несовершенстве твари. При этом метафизическое зло, с точки зрения Лейбница, необходимо, поскольку между Творцом и его творением всегда сохраняется непреодолимая онтологическая пропасть. Показано, что и метафизическое зло, и смысл мировой истории являются проблемами эсхатологической метафизики. Необходимость эсхатологического преодоления метафизического зла возникает уже потому, что без этого невозможна окончательная победа над всеми остальными разновидностями мирового зла как следствием зла метафизического. Согласно учению В.С. Соловьева, мировое зло как следствие разобщенного, «небратского» состояния мира, при котором воля всех мировых сущностей перестает быть единой, возникло из-за того, что мировая душа (София) возжелала обладать всей полнотой бытия не от Бога, а от себя. Вследствие этого София утратила свою власть над творением, после чего все сущности начали вести разрозненное эгоистическое существование. При этом каждая сущность утверждает свою волю, отличную от воли другой сущности. Мировая же история есть не что иное, как свободный путь обретения мировой душой исходного всеединства. Поскольку мировая душа не обладает идеей все-единства, а оказывается лишь материалом для воплощения данной идеи, в качестве формообразующего начала выступает Божество в виде ипостаси Бога-Логоса. Исходя из этого, а также из некоторых других положений философии по Соловьеву, можно говорить об отсутствии духовной прибыльности в мировой истории, вследствие чего указанные в заглавии статьи вопросы в рамках метафизики Соловьева оказываются неразрешимыми.

В.С. Соловьев, метафизическое зло, миротворение, смысл мировой истории, эсхатологическая метафизика, мировая душа, всеединство
(pdf, 4.5MB )

1. Лейбниц Г.В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла // Лейбниц Г.В. Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1989. Т. 4. 554 c.
2. Долгих Е.Н. Метафизика зла в русской религиозной философии: (В.С. Соловьев и С.Л. Франк): дис. … канд. филос. наук. СПб., 1994. 150 с.
3. Краснов А.М. Проблема абсолютного добра в этике В.С. Соловьева и Н.О. Лосского: дис. … канд. филос. наук. Тула, 2008. 187 с.
4. Цепелева Н.В. Проблема добра и зла в учении Н.О. Лосского: дис. … канд. филос. наук. Саранск, 2005. 182 с.
5. Петреева Ю.В. Символический смысл конца истории в философско-исторических концепциях: онтологический и гносеологический аспекты: дис. … канд. филос. наук. Барнаул, 2012. 150 с.
6. Алехина Е.В. Концепция смысла жизни в русской религиозной философии (конец XIX – первая половина XX века): дис. … д-ра филос. наук. М., 2012. 356 с.
7. Пилецкий С.Г. Метафизика зла В.С. Соловьева // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Философия. 2011. № 1. С. 104–113.
8. Резник С.В., Резник Н.А. Диалектика насилия и ненасилия в метафизике Г.В. Лейбница // Наука. Искусство. Культура. 2016. Вып. 4(12). С. 89–96.
9. Валеева Г.В. Категории добро и зло: проблема теодицеи // Изв. Тул. гос. ун-та. Сер.: Гуманит. науки. 2012. № 1-1. С. 239–247.
10. Валеева Г.В., Слобожанин А.В. Добро и зло в работе Н.А. Бердяева «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» // Ист., филос., полит. и юрид. науки, культурология и искусствоведение. Вопр. теории и практики. 2017. № 9(83). С. 48–50.
11. Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве // Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве; Cтатьи; Стихотворения и поэма; Из «Трех разговоров»: краткая повесть об Антихристе. СПб.: Худ. лит., 1994. С. 32–202.
12. Соловьев В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением краткой повести об антихристе и с приложениями. URL: http://vehi.net/soloviev/trirazgov/razgovor3.html#_ftnref7 (дата обращения: 16.09.2017).
13. Трубецкой Е.Н. Гл. 10. Бог и мир // Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл. С. Соловьева. Т. 1. URL: http:// www.odinblago.ru/mirosoz_solovieva_t1/10#5 (дата обращения: 16.09.2017).
14. Соловьев В.С. Смысл любви // Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве; Cтатьи; Стихотворения и поэма; Из «Трех разговоров»: краткая повесть об Антихристе. СПб.: Худ. лит., 1994. С. 298–356.