CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Топос бани в религиозной антропологии народов Северной России. С. 138–146

Версия для печати

Рубрика: Философия

УДК

141.3:[291.1+008]

DOI

10.17238/issn2227-6564.2019.4.138

Сведения об авторах

ТЕРЕБИХИН Николай Михайлович, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры культурологии и религиоведения Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор более 300 научных публикаций, в т. ч. 10 монографий*
*Адрес: 163002, г. Архангельск, просп. Ломоносова, д. 2; e-mail: terebihinn@mail.ru

Аннотация

В статье представлены научные результаты многолетних авторских исследований в области сакральной географии, феноменологии религии и религиозной антропологии народов Европейского Севера России. Целью данной работы являются рассмотрение топоса бани в сакральном ландшафте арктических и субарктических регионов Русского Севера, раскрытие в банном релаксационно-гигиеническом и лечебно-оздоровительном действах десакрализованного наследия архаического священнодействия («феургии», по П.А. Флоренскому). Объектом исследования выступают севернорусская и финно-угорская банные традиции Европейского Севера России, которые исторически связаны с территориями новгородской колонизации. Методологическую базу составляют структурно-семиотический, сравнительно-типологический и герменевтический анализ. В работе изложены концептуально-теоретические аспекты изучения феномена бани как архаического святилища-храма, обладавшего мощной сакральной энергией, воплощавшейся в цикле банных ритуалов, в инициатических и медицинских практиках, направленных на «поновление» – «второе рождение» человека. Одним из важнейших научных результатов исследования стала авторская концепция тождества сакрального статуса бани и кузницы, основанного на идее «изготовления», «закаливания», «перековки» человека в процессе совершения трансформационного, транзитивного ритуала прохождения сквозь «огонь и воду». Проведя структурно-семиотический и сравнительно-этнографический анализ феномена банного действа в контексте религиозной антропологии и этноэкологии народов Европейского Севера России, автор приходит к выводу о том, что баня в финно-угорской и севернорусской традициях выступала универсальным святилищем-храмом, в котором совершались архаические ритуалы жизненного цикла человека – от его зачатия-рождения до смерти и посмертного существования.

Ключевые слова

топос бани, севернорусская банная традиция, финно-угорская банная традиция, священнодействие, религиозная антропология, Европейский Север России
Скачать статью (pdf, 4.4MB )

Список литературы

1. Баня и печь в русской народной традиции: моногр. / отв. ред. В.А. Липинская. М.: Intrada, 2004. 287 с.
2. Никонова Л.И., Кандрина И.А. Баня и север: к истории вопроса и традициям культуры // Арктика и Север. 2011. № 4. С. 51–75.
3. Vahros I. Gesсhichte zur Geschichte und Folklore der Grossrussisschen Sauna. Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia, 1966. 360 S.
4. Сидоров П.И., Медведева В.В., Давыдов А.Н. Ментальная этноэкология истеродемонических расстройств // Экология человека. 2014. № 2. С. 33–44.
5. Флоренский П.А. Философия культа: (опыт православной антроподицеи). М.: Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2010. 568 с.
6. Винокурова И.Ю. Банные обряды жизненного цикла человека в вепсском культурном ландшафте // Тр. Карел. науч. центра РАН. 2012. № 4. С. 57–67.
7. Иванова Л.И. Хозяйки карельской бани: визуальный и функциональный коды // Рябининские чтения – 2015: материалы VII конф. по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера, г. Петрозаводск, сентябрь 2015 года / отв. ред. Т.Г. Иванова. Петрозаводск, 2015. С. 44–46.
8. Ильина И.В. Народная медицина коми. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1997. 120 с.
9. Ильина И.В., Шабаев Ю.П. Баня в традиционном быту коми // Вопросы этнографии народа коми. Сыктывкар: Коми филиал АН СССР, 1985. Вып. 32. С. 109–122.
10. Кандрина И.А. Баня в материальной и духовной культуре финно-угорских и тюркских народов Поволжья и Приуралья: автореф. дис. … канд. ист. наук. Саранск, 2004. 19 с.
11. Никонова Л.И. Традиционная медицина финно-угорских народов Поволжья и Приуралья как часть системы жизнеобеспечения. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2000. 180 с.
12. Никонова Л.И., Кандрина И.А. Баня в системе жизнеобеспечения народов Поволжья и Приуралья: Историко-этнографическое исследование. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. 224 с.
13. Никонова Л.И., Кандрина И.А. Баня в обрядовой жизни у мордвы // Изв. Самар. науч. центра Рос. акад. наук. 2009. Т. 11, № 2. С. 271–273.
14. Никольская Р.Ф., Сурхаско Ю.Ю. Баня в семейном быту карел // Обряды и верования народов Карелии / науч. ред. Ю.Ю. Сурхаско, А.П. Конкка. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 1992. C. 68–75.
15. Сурхаско Ю.Ю. Карельская свадебная обрядность (конец XIX – начало XX в.). Л.: Наука, 1977. 240 с.
16. Теребихин Н.М. О генезисе ритуальных функций русской бани // Актуальные вопросы изучения экономического и культурного развития Европейского Севера СССР: тез. докл. к 3-й зон. науч.-теорет. конф. молодых ученых по обществ. наукам, г. Архангельск, 2–3 июня 1982 года / отв. ред. А.А. Куратов. Архангельск, 1982. С. 17–21.
17. Кагаров Е.Г. Состав и происхождение свадебной обрядности // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. VIII / под ред. К.Ф. Карского. Л.: Изд-во АН СССР, 1929. С. 152–195.
18. Плесовский Ф.В. Свадьба народа коми: Обряды и причитания. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1968. 320 c.
19. Колегова Р.В. Баня в обрядах и представлениях коми-зырян (к проблеме традиционного мировоззрения): автореф. дис. … канд. ист. наук. СПб., 1992. 27 с.
20. Харузин Н.Н. Очерки истории развития жилища у финнов. М.: Т-во скоропечатни А.А. Левенсон, 1895. 107 с.
21. Теребихин Н.М., Несанелис Д.А. Географические образы этнокультурного ландшафта коми-зырян // Поморские чтения по семиотике культуры. Вып. 3. Сакральная география и традиционные этнокультурные ландшафты народов Европейского Севера России. Архангельск: Помор. ун-т, 2008. С. 141–148.
22. Иванова Л.И. Карельская баня: обряды, верования, народная медицина и духи-хозяева. М.: Рус. фонд содействия образованию и науке, 2016. 408 с.
23. Дачник А. Баня. Очерки этнографии и медицины. Ч. I. Историко-этнографический очерк. СПб., 2015. 234 с. URL: http://dom.dacha-dom.ru/banya.pdf (дата обращения: 11.03.2019).
24. Генон Р. Символы священной науки. М.: Беловодье, 2002. 496 с.
25. Лишаев С.А. Банное действо (феноменологический анализ и эстетический комментарий) // Mixtura verborum’2002: По следам человека: сб. ст. Самара: Самар. гуманит. акад., 2002. С. 51–103. URL: http://www.phil63.ru/bannoe-deistvo-fenomenologicheskii-analiz-i-esteticheskii-kommentarii (дата обращения: 11.03.2019).
26. Магницкий В. Поверья и обряды (запуки) в Уржумском уезде Вятской губернии. Вятка: Губ. тип., 1883. 58 с.
27. Наговицын А.Е. Мифология и религия этрусков. М.: Рефл-бук, 2000. 496 с.
28. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей: (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 248 с.
29. Дэвидсон Б. Африканцы. Введение в историю культуры. М.: Наука, 1975. 280 с.
30. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра: Период античной литературы. Л.: Гослитиздат, 1936. 454 с.
31. Иваницкий Н.А. Материалы по этнографии Вологодской губернии // Сборник сведений для изучения быта крестьянского населения России. Вып. 2 / под ред. Н. Харузина. М.: Т-во Скоропечатни А.А. Левенсон, 1890. С. 1–234.