CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Средства и особенности социального трансцендирования. С. 110–119

Версия для печати

: Философия

111.8

10.17238/issn2227-6564.2019.3.110

ЛАТЫШЕВА Жанна Вячеславовна, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии и религиоведения Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Автор 80 научных публикаций, в т. ч. одной монографии, глав в трех коллективных монографиях, трех учебных пособий*
*Адрес: 600000, г. Владимир, ул. Горького, д. 87; e-mail: joan_lat@mail.ru

В статье выявляются некоторые технологические составляющие социального трансцендирования, важные механизмы, методы и специфические черты творческих социальных трансцензусов как созидательных импульсов и усилий развития общества. На методологической основе социальной феноменологии А. Шюца и Т. Лукмана характеризуются «посредники» трансцендирования: признаки, отличительные признаки, знаки и символы. Их «посредничество» состоит в том, что они направляют воображение человека на некое смысловое содержание, не воспринимаемое в опыте. Механизмом понимания признаков, отличительных признаков, знаков и символов выступает аппрезентативное соединение – синтез представленной и не представленной данностей в сознании, между которыми и передается смысл. При этом аппрезентации вплетены в широкий социокультурный контекст и могут изменяться. В работе подчеркивается значимость символических аппрезентаций, с помощью которых можно налаживать связи между разными сферами реальности и преодолевать «великие» трансцендентности. Специфика символических аппрезентаций заключается в отсутствии аппрезентируемой данности и ее принадлежности к внеповседневной реальности. Выявляется, что в повседневности особым методом, способствующим удостоверению переживания опыта внеповседневного, оказываются воспоминания, а метод пересказов данного опыта нацелен на превосхождение «великих» трансцендентностей. «Великие» переходы обнаруживаются, кроме того, в самой обыденности, в частности в теоретическом мышлении, из недр которого формируются мифология, религия, философия, наука. Объясняется, что носителями символа могут быть практически любые вещи, предметы и явления, а формируются и вводятся в употребление символы интерсубъективно. Автор приходит к выводу, что социальное трансцендирование – это образование смысловых указаний с помощью аппрезентации, которое происходит только в пространстве интерсубъективности и коммуникации. Социальное трансцендирование имеет символическую природу и может осуществляться или как выход из повседневности во внеповседневность, или как переходы внутри самой повседневности.
Для цитирования: Латышева Ж.В. Средства и особенности социального трансцендирования // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2019. № 3. С. 110–119. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2019.3.110

А. Щюц, Т. Лукман, социальное трансцендирование, «великие» трансцендентности, повседневность, внеповседневность, аппрезентация
(pdf, 4.4MB )

1. Матушанская Ю.Г. Аутопойезис библейской философско-исторической концепции как мировоззренческой основы западной цивилизации (социально-философский анализ): дис. ... д-ра филос. наук. Архангельск, 2015. 382 с.
2. Антоновский А.Ю. Никлас Луман: эпистемологическое введение в теорию социальных систем. М.: ИФРАН, 2007. 135 с.
3. Назарчук А.В. Общество как коммуникация в трудах Никласа Лумана // Вопр. философии. 2006. № 6. С. 156–173.
4. Франкл В. Человек в поисках смысла: сб. / общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
5. Латышева Ж.В. Смысл как «архе» социального трансцендирования (на основе концепции Н. Лумана) // Вестн. Орлов. гос. ун-та. Сер.: Новые гуманит. исслед. 2012. № 2(22). С. 225–228.
6. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4 т. М.: Иск-во, 1969. Т. 2. 328 с.
7. Шеллинг Ф.В. Философия искусства / пер. П.С. Попова; под общ. ред. М.Ф. Овсянникова, примеч. А.В. Михайлова. СПб.: Алетейя: Унив. кн., 1996. 496 с.
8. Кассирер Э. Философия символических форм: в 3 т. Т. 2. Мифологическое мышление. М.; СПб.: Унив. кн., 2002. 280 с.
9. Шпет Г.Г. Эстетические фрагменты // Искусство как вид знания. Избранные труды по философии культуры / отв. ред.-сост. Т.Г. Щедрина. М.: РОССПЭН, 2007. С. 173–287.
10. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы. М.: Акад. Проект, 2010. 415 с.
11. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. С. 195–392.
12. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Иск-во, 1976. 367 с.
13. Флоренский П. Детям моим. Воспоминанья прошлых лет; Генеалогические исследования; Из соловецких писем; Завещание / предисл. и коммент. игум. Андроника (Трубачева). М.: Моск. рабочий, 1992. 559 с.
14. Флоренский П. Иконостас. М.: АСТ, 2005. 203 с.
15. Якобсон Р.О. К вопросу о зрительных и слуховых знаках // Искусствометрия. Методы точных наук и семиотики / сост. и ред. Ю.М. Лотман, В.М. Петров. М.: ЛЕНАНД, 2019. С. 82–87.
16. Бразговская Е. В лабиринтах семиотики: Очерки и этюды по общей семиотике и семиотике искусства. М.; Екатеринбург: Каб. ученый, 2018. 224 с.
17. Rowen R.I. Transcending Imagination; Or, An Approach to Music and Symbolism during the Russian Silver Age: Dissertation Ph. d. Los Angeles, 2015. URL: http://search.proquest.com/docview/1691134842?accountid=30386 (дата обращения: 20.05.2016).
18. Перцева А.А. Образ Другого в ранней теории воображения М. Мерло-Понти // Филос. журн. 2017. Т. 10, № 1. С. 116–135. DOI: 10.21146/2072-0726-2017-10-1-116-135
19. Мерло-Понти М. В защиту философии / пер. с фр.; примеч. и послесл. И.С. Вдовиной. М.: Изд-во гуманит. лит., 1996. 248 с.
20. Коркюф Ф. Новые социологии / пер. с фр. Е.Д. Вознесенской, М.В. Федоровой; науч. ред. Н.А. Шматко. М.: Ин-т эксперим. социологии; СПб.: Алетейя, 2002. 179 с.