CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Философское содержание основных моделей мира. C. 116–124

Версия для печати

: Философия

101.1:167.7

10.17238/issn2227-6564.2019.2.116

ДУРЕЕВА Наталья Сергеевна, кандидат философских наук, доцент кафедры глобалистики и геополитики Cибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева (г. Красноярск). Автор 48 научных публикаций, в т. ч. 8 монографий, 10 учебных пособий*
*Адрес: 660074, г. Красноярск, просп. Свободный, д. 82А; e-mail: natalya-nsd@yandex.ru
ДУРЕЕВ Сергей Петрович, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социальных наук Cибирского государственного университета науки и технологий имени академика г. Красноярск). Автор 93 научных публикаций, в т. ч. 8 монографий, 10 учебных пособий**
**Адрес: 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», д. 31; e-mail: natalya-nsd@yandex.ru

В статье показано, что понятие «модель мира» дает методологическую ориентировку и направленность в изучении объектов или явлений, выступает как принцип, руководящий общей стратегией исследования. Доказано, что данное понятие в своей научной деятельности используют ученые самых разных направлений, причем каждый таким образом, каким ему необходимо. Отмечено, что одни авторы понимают «модель мира» как конструирование новой реальности, другие – как объективное отражение существующей действительности. Подчеркивается, что в социальной действительности осуществляется реализация двух противоположных моделей мира: западной (искусственное конструирование реальности) с ее направленностью на экономическую и политическую сферу общественного бытия и восточной (накопление практического и социального опыта и его передача следующим поколениям) с ее ориентированностью на духовную сферу жизни общества. Доказывается, что на современном этапе развития общества наиболее отчетливо реализуется западная модель мира в виде проекта глобализации. В рамках метафизической методологии изучается реально существующий мир и происходящие в нем объективные процессы с точки зрения конструирования новой реальности. Модель мира в данном случае является построением социальной действительности на основе субъективного мировосприятия и предстает абстрактной системой, отражающей реальные законы, но в целом отдаленные от реальности. Напротив, в рамках диалектической методологии моделирование объективной реальности происходит с учетом всей полноты объективного социального опыта и целостности процессов реального мира. В данном случае модель мира понимается как накопление жизненного опыта и его использование в реальной жизни.

модель мира, конструирование реальности, социальный опыт, социальная действительность
(pdf, 4.3MB )

1. Чуринов Н.М. Русский исследовательский подход // Теория и история. 2009. № 1(15). С. 135–150.
2. Лейбин В.М. «Модели мира» и образ человека: (Критический анализ идей Римского клуба). М.: Политиздат, 1982. 255 с.
3. Чуринов Н.М. Общество совершенное и общество свободное // Теория и история. 2009. № 1(15). С. 24–42.
4. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: ИНИОН, 1991. 527 с.
5. Бармашова Т.И. Репрезентация как основа метафизической интерпретации бессознательного // Теория и история. 2009. № 1(15). С. 78–83.
6. Басканский О.Е. Нейролингвистическое программирование как практическая область когнитивных наук // Вопр. философии. 2005. № 1. С. 82–100.
7. Чуринов Н.М. Совершенство слова и совершенные отношения // Теория и история. 2010. № 2(18). С. 20–33.
8. Фомина Н.В. Изучение социальных норм в системе двух моделей мира // Теория и история. 2010. № 2(18). С. 172–177.
9. Чуринов Н.М. Русская модель мира Лад // Теория и история. 2008. № 1(12). С. 19–33.
10. Флоровский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма // Из прошлого русской мысли. М.: Аграф, 1998. С. 265–292.
11. Антонович М.А. Единство физического и нравственного космоса // Антонович М.А. Сочинения: избранные философские сочинения. М.: ОГИЗ; Госполитиздат, 1945. 372 с.
12. Белинский В.Г. Избранные эстетические работы: в 2 т. М.: Иск-во, 1986. Т. 2. 462 с.
13. Иванов В.И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. 428 с.
14. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отличия Славянского мира к Германо-Романскому. М.: Книга, 1991. 576 с.
15. Бердяев Н.А. Философия свободного духа // Диалектика божественного и человеческого. М.: АСТ; ФОЛИО, 1994. URL: https://predanie.ru/berdyaev-nikolay-aleksandrovich/book/82348-filosofiya-svobodnogo-duha/ (дата обращения: 29.04.2018).