Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-00, вн. 18-20 о журнале |
Рубрика: Филология Скачать статью (pdf, 4.1MB )УДК821.161.1.09Сведения об авторахФЕСЕНКО Эмилия Яковлевна, кандидат филологических наук, профессор, профессор кафедры русского языка и литературы гуманитарного института филиала Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова в г. Северодвинске Архангельской области. Автор 57 научных публикаций, в т. ч. 7 монографий, 4 учебных пособийАдрес: 164500, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Карла Маркса, д. 36; e-mail: emily0509@yandex.ru АннотацияДанная работа посвящена своеобразию русского литературного процесса начала XX века с его стремлением к трансформации классических художественных методов и обновлению литературных приемов, и в частности – со стремлением писателя М. Горького «изображать людей необыкновенных», в чем-то приближающихся к ницшеанскому типу героя. Внимание автора статьи обращено к одной из важнейших проблем поэтики литературного произведения – проблеме концепции героя. Материалом настоящего исследования выступают произведения М. Горького разных жанров: ранние романтические рассказы 1900-х годов, социально-философская пьеса «На дне» (1901–1902), повесть «Мать» (1906). В работе рассматриваются двойственность личности самого М. Горького («лицо» и «маска» писателя) и его отношение к проблеме двойничества как одной из форм воплощения человеческой «пестроты»; приведены различные, иногда совершенно противоположные интерпретации горьковских героев философами, критиками Русского зарубежья и российскими исследователями. Романтическая философия М. Горького осмысляется в новом типе героя – своеобразном ницшеанском «сверхчеловеке» с его трагическим сопряжением гордыни и отчаяния. В исследовании раскрываются философская проблема горьковского понимания «последней свободы» героя-босяка с его экзистенциальной тоской и жаждой воли, решение «достоевского» вопроса «о праве на кровь по совести» в повести «Мать». Характеризуется новый тип героя, ставший предтечей героя литературы социалистического реализма в Советской России. Кроме того, представлены точки зрения различных исследователей на реализм произведений М. Горького, «смягченный романтизмом», на «мнимую свободу» его босяков и бесплодность их бунта, на этический максимализм и двойственность гуманизма самого писателя.Ключевые словаМаксим Горький, концепция героя, романтическая философия, романтический герой, ницшеанский герой, проблема двойничестваСписок литературы1. Спиридонова Л.М. М. Горький: Новый взгляд. СПб.: ИМЛИ РАН, 2004. 264 c.2. Колобаева Л. Горький и Ницше // Вопр. литературы. 1990. № 10. С. 162–173. 3. Голубков М.М. Максим Горький. М.: Изд-во МГУ, 2000. 94 с. 4. Лещев С.В. Метафизика и метафорика Ницше в учебно-методическом представлении // Труды научной сессии НИЯУ МИФИ-2010. М.: НИЯУ МИФИ, 2010. С. 225–228. 5. Басинский П.В. Максим Горький // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов): в 2 кн. Кн. 1. ИМЛИ РАН. М.: Наследие, 2000. С. 505–539. 6. Воровский В. О Горьком // Статьи о русской литературе. М.: Худ. лит., 1986. 7. Марченко Т.В. Почему Максиму Горькому не дали Нобелевскую премию: (по материалам архива Шведской академии) // Изв. Акад. наук. Сер. литературы и языка. 2001. Т. 60, № 2. Март-апр. С. 3–16. 8. Ханов В.А. Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль»: культурологические аспекты // Рус. словесность. 2003. № 4. С. 23–31. 9. Луначарский А.В. Собр. соч.: в 8 т. М.: Худ. лит., 1964. Т. 2. 697 с. |