CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Секуляризация земель Соловецкого монастыря в 1764 году. С. 5–14

Версия для печати

: История

94(47).066:271

БОГДАНОВА Александра Владимировна,
кандидат исторических наук, научный сотрудник Соловецкого государственного историко-культурного и природного музея-заповедника
Адрес: 164070, Архангельская область, пос. Соловецкий, Соловецкий музей-заповедник; e-mail: bogdanova.
alexandra@gmail.com

Статья посвящена оценке последствий секуляризации земельных имуществ Соловецкого монастыря в 1764 году. Отмечается, что накануне секуляризации Соловецкий монастырь был относительно крупным вотчинником с ориентацией хозяйственной деятельности на промыслы, среди которых основными являлись солеварение и рыболовство. Однако к моменту секуляризации монастырский соляной промысел уже не был основополагающим источником прибыли обители, что в значительной степени стало следствием введенной в 1705 году государственной монополии на продажу соли. Объем соляного производства монастыря сократился более чем в два раза по сравнению с серединой XVII столетия. После потери вотчин в результате секуляризации обитель перешла на вневотчинные источники прибыли, в первую очередь на пожертвования богомольцев и назначенное после 1764 года государственное штатное содержание. Причем основным источником дохода монастыря стал именно доход от богомольцев, который на протяжении последней трети XVIII века постоянно возрастал вследствие увеличения количества посещавших Соловки паломников. Делается вывод о том, что Соловецкий монастырь относительно мягко преодолел экономические последствия секуляризационной реформы. Об этом свидетельствовала и активная строительная деятельность, развернувшаяся в монастыре к концу века. Такая ситуация была в своем роде уникальной, поскольку для многих монастырей секуляризация обернулась глубоким экономическим кризисом, нередко и вовсе их упразднением. Социальные же проблемы наблюдались в Соловецком монастыре на протяжении всего XVIII столетия. В частности, возрастные и сословные ограничения на постриги привели к уменьшению количества монашествующих, «старению» братии, преобладанию в ее составе принявших постриг отставных военных.

Соловецкий монастырь, вотчины, солеварение, рыболовство, секуляризация, паломничество
(pdf, 5.1MB )

1. Завьялов А. Вопрос о церковных имениях при императрице Екатерине II. СПб.: Тип. А.П. Лопухина, 1900. 400 с.
2. Комиссаренко А.И. Русский абсолютизм и духовенство в XVIII в. (Очерки истории секуляризационной реформы 1764 г.). М.: Изд-во Всесоюз. заоч. политехн. ин-та, 1990. 202 с.
3. Комиссаренко А.И. Законодательное оформление секуляризационной реформы 1764 г. // Судебник 1497 г. в контексте истории российского и зарубежного права XI–XIX вв. М.: Парад, 2000. С. 295–306.
4. Досифей (Немчинов), архим. Географическое, историческое и статистическое описание первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря [Репринт. изд. 1836 г.]. М.; Соловки, Архангельская область: Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь, 2011. 776 с.
5. Досифей (Немчинов), архим. Летописец Соловецкий на четыре столетия, от основания Соловецкого монастыря до настоящего времени, то есть с 1429 по 1847-й год [Репринт. изд. 1847 г.]. М.; Соловки, Архангельская область: Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь, 2010. 240 с.
6. Мелетий, архим. Историческое описание первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря [Репринт. изд. 1881 г.]. М., 2011. 336 с.
7. Иоанникий, архим. История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря [Репринт. изд. 1899 г.]. М., 2006.
8. Волков О.Г. О Соловецком монастыре в 1764–1836 гг. (По материалам Российского Государственного Исторического Архива) // Соловецкий сборник. Архангельск, 2012. Вып. 8. С. 136–163.
9. Богданова А.В. Соловецкий монастырь в Екатерининскую эпоху: из истории секуляризационной реформы 1764 года. М.: Изд-во Правосл. Св.-Тихон. гуманит. ун-та, 2017. 320 с.
10. Смолич И.К. Русское монашество: 988–1917. Жизнь и учение старцев. М.: Правосл. энцикл., 1997. 607 с.
11. Дуров И.Г. Пенсионное обеспечение отставных военных и морских чинов в монастырях Русской Православной Церкви в первой четверти XVIII в. // Меншиковские чтения: науч. альм. СПб.: XVIII век, 2010. Вып. 1(8). С. 20–54.
12. Николаева С.В. Троице-Сергиев монастырь в XVI – начале XVIII в. Вклады, вкладчики, состав монашеской братии. Сергиев Посад: Ремарко, 2009. 288 с.
13. Камкин А.В., Кубарева Е.В. О братии Кирилло-Белозерского монастыря перед секуляризацией // Кириллов: краеведч. альм. Вологда, 1998. Вып. 3. С. 93–100.