CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов в вузе: анализ опыта. С. 150–156.

Версия для печати

: Педагогика. Психология

378.14

Игнатьева Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики института непрерывного педагогического образования Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. Автор более 100 научных публикаций, в т. ч. 7 монографий, 15 учебных пособий

В статье представлен анализ наиболее серьезных проблем внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в российских вузах. Реализация принципов компетентностного и модульного подходов, заложенных во ФГОС, требует не только изменения логики педагогического проектирования, но и серьезного переосмысления дидактических подходов к организации образовательно-мго процесса вуза. Для преподавателей и студентов существует сложность понимания сущности компетентностного подхода: преподаватели по-прежнему преимущественно работают в знаниевой парадигме, а студенты имеют слабую мотивацию к обучению. Формулирование результатов образования в форме компетенций обостряет проблему инструментально-дидактических основ реализации образовательного процесса вуза. Необходимо выделение фундаментального содержательного ядра при организации междисциплинарных модульных программ, что будет способствовать как разработке тестов для диагностики знаниевого компонента компетенций, так и конструирования более сложных диагностических средств. Изменения в образовательном процессе невозможны без повышения культуры преподавателей в области активных, интерактивных и информационных технологий обучения. В работе преподавателя усиливается смещение акцентов в сторону педагогического управления учебной деятельностью студентов с целью формирования познавательной компетентности студентов как важного образовательного результата. Вследствие этого увеличивается объем внеаудиторной работы, что требует пересмотра правил расчета нагрузки преподавателей. Между тем коммуникативный ресурс информационных технологий, который позволяет повысить эффективность управления учебной деятельностью, используется слабо. В вузах начата работа по введению кредитно-накопительной системы зачетных единиц, но до сих пор в силу известных причин организационного характера не удается реализовывать индивидуальные образовательные маршруты студентов и обеспечивать внутрироссийскую мобильность. Решение выявленных проблем, по мнению автора, требует системных изменений образовательного процесса вуза.

образовательный процесс вуза, компетентностный подход, федеральные государственные образовательные стандарты, педагогическое управление.
(pdf, 2.5MB )

  1. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов / под ред. С.В. Коршунова. М., 2010. 212 с. 
  2. Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании: моногр. Ростов н/Д., 2010. 386 с. 
  3. Борисова Н.В., Кузов В.Б. Технологизация проектирования и методического обеспечения компетентностно-ориентированных учебных программ дисциплин/модулей, практик в составе ООП ВПО нового поколения: метод. рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов ву- зов. М., 2010. 52 с.