CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Можно ли «поставить в палки» за плагиат современного российского студента. С. 171–176.

Версия для печати

: Педагогика. Психология

378(046).378(146)

Константинов Александр Сергеевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления института экономики и управления Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 50 научных публикаций, в т. ч. двух учебно-методических пособий

Статья посвящена проблеме студенческого плагиата в высших учебных заведениях Российской Федерации. Его истоки, по мнению автора, лежат в процессе получения знаний учащимися в общеобразовательной школе, который приобретает характер неосознанного заимствования учебного материала в его различных формах. Формированию ученического плагиата в немалой степени способствует переход к стандартизированной модели обучения, в которой главным контрольным измерителем полученных знаний выступает единый государственный экзамен. В результате у выпускников школ – будущих студентов высших учебных заведений – формируется потребительский подход к усвоению учебной программы. В условиях перехода от знаниевой модели образования к рационально-прагматической системе обучения на компетенционной основе плагиат воспринимается студентами как нечто обыденное в их жизнедеятельности в стенах учебного заведения. Учебная деятельность во всех ее формах, включая самостоятельную работу, не рассматривается студентами как процесс расширения и углубления своих знаний, а на их основе – формирования необходимых практических умений и навыков. Формализация обучения предполагает введение института жестко установленных стандартов и требований к учебе студента. Плагиат представляет собой составной элемент рассматриваемой формализации, исключающей у студентов использование творческого подхода к своей учебе. По мнению автора, проблема студенческого плагиата в учебном заведении не может быть решена административными мерами. Для этого необходимо осуществить комплекс мероприятий в учебно-воспитательном процессе. Они должны быть направлены на формирование у студентов умений и навыков научного поиска, сбора и обобщения изученного ими материала для написания курсового проекта, выпускной квалификационной работы или первой в своей жизни научной работы.

проблема плагиата, плагиат как форма присвоения информации, знаниевая модель образования, современный российский студент, процесс обучения в вузе.
(pdf, 2.3MB )

  1. Пушкин А.С. Эпиграмма // Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: в 10 т. Л., 1977. Т. 3. 
  2. Словарь иностранных слов. 12-е изд., стер. М., 1985. 608 с. 
  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. И–О. М., 1989. 780 с. 
  4. Грэм П.А. Америка за школьной партой. Как средние школы отвечают меняющимся потребностям нации: пер. с англ. С.Я. Карпа; коммент. С.А. Исаева. М., 2011. 288 с.