Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Педагогика. Психология
378(046).378(146)
Константинов Александр Сергеевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления института экономики и управления Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 50 научных публикаций, в т. ч. двух учебно-методических пособий
Статья посвящена проблеме студенческого плагиата в высших учебных заведениях Российской Федерации. Его истоки, по мнению автора, лежат в процессе получения знаний учащимися в общеобразовательной школе, который приобретает характер неосознанного заимствования учебного материала в его различных формах. Формированию ученического плагиата в немалой степени способствует переход к стандартизированной модели обучения, в которой главным контрольным измерителем полученных знаний выступает единый государственный экзамен. В результате у выпускников школ – будущих студентов высших учебных заведений – формируется потребительский подход к усвоению учебной программы. В условиях перехода от знаниевой модели образования к рационально-прагматической системе обучения на компетенционной основе плагиат воспринимается студентами как нечто обыденное в их жизнедеятельности в стенах учебного заведения. Учебная деятельность во всех ее формах, включая самостоятельную работу, не рассматривается студентами как процесс расширения и углубления своих знаний, а на их основе – формирования необходимых практических умений и навыков. Формализация обучения предполагает введение института жестко установленных стандартов и требований к учебе студента. Плагиат представляет собой составной элемент рассматриваемой формализации, исключающей у студентов использование творческого подхода к своей учебе. По мнению автора, проблема студенческого плагиата в учебном заведении не может быть решена административными мерами. Для этого необходимо осуществить комплекс мероприятий в учебно-воспитательном процессе. Они должны быть направлены на формирование у студентов умений и навыков научного поиска, сбора и обобщения изученного ими материала для написания курсового проекта, выпускной квалификационной работы или первой в своей жизни научной работы.
проблема плагиата, плагиат как форма присвоения информации, знаниевая модель образования, современный российский студент, процесс обучения в вузе.
|