CC..png

16plus.png

Юридический и почтовый адрес учредителя и издателя: САФУ им. М.В. Ломоносова, наб. Северной Двины, д. 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Адрес редакции: «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», ул. Урицкого, 56, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-00, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru              

о журнале

Психофизиологическая специфика восприятия печатного шрифта. С. 76–85.

Версия для печати

Рубрика: Биология

Скачать статью (pdf, 2.5MB )

УДК

[612.821+612.825.8](045)

Сведения об авторах

Морозова Людмила Владимировна, доктор биологических наук, профессор, директор института естественных наук и биомедицины Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 105 научных публикаций, в т. ч. 4 монографий и 4 учебных пособий

Мурин Иван Николаевич, магистрант кафедры физиологии и морфологии человека института естественных наук и биомедицины Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор одной научной публикации

Аннотация

Работа посвящена изучению особенностей восприятия наиболее часто используемых печатных шрифтов. Исследование проводилось с использованием методов электроэнцефалографии и окулографии. Анализ полученных данных показал, что печатные шрифты отличаются не только графическими признаками, но и имеют психофизиологическую специфику, определяющую качество восприятия текста, его понимание и запоминание.

Ключевые слова

зрительное восприятие шрифта, чтение текстов, гарнитура шрифта, движения глаз, трекинг глаз.

Список литературы

  1. Брудный А.А. Подтекст и элементы внетекстовых знаковых структур // Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации. М., 1976. С. 152–158.
  2. Будрейка Н.Н. Использование непараметрических критериев проверки статистических гипотез. М., 2006.
  3. Качалова П.М. Боголепова С.Ф., Плыплин В.В. Альфа-ритм и темп усвоения знаний // Тр. СГУ. Вып. 44. М., 2002. С. 19–21.
  4. Нестеренко С.П. Гарнитура шрифта как фактор регуляции восприятия текста (экспериментальное исследование): дис. … канд. филол. наук. Барнаул, 2003.
  5. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2003.
  6. Смирнов С.И. Шрифт в наглядной агитации. М., 1990.
  7. Соснина Д.А. Особенности психологического восприятия шрифта в рекламном плакате // Научная палитра. 2012. № 1. Режим доступа: URL: culture.esrae.ru/2-17 (дата обращения: 03.05.2013).
  8. Токарь О.В. Комплексная оценка удобочитаемости современных типографских шрифтов на допечатной стадии полиграфического производства: дис. … канд. тех. наук. М., 2006.
  9. Pyке R.L. The legibility of print. Medical Research Council, Reports of the Commission on the Legibility of Type. London: H.M. Stationary Office, 1926.