CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Путь к белому морю в xix веке. статья 2: торговые перевозки по сухопутным дорогам. С. 5-12

Версия для печати

Рубрика: История

УДК

[94(47).07+94(47).08]:339

DOI

10.37482/2687-1505-V262

Сведения об авторах

КОРШУНКОВ Владимир Анатольевич,
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и политических наук Вятского государственного университета (г. Киров). Автор более 200 научных публикаций, в т. ч. пяти монографий*
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6150-8308

*Адрес: 610000, г. Киров, ул. Московская, д. 36;
e-mail: vla_kor@mail.ru

Аннотация

В течение столетий из Вятского края пути вели к Архангельску и побережью Белого моря. По ним каждую зиму вывозили из вятских городов зерно, муку, крупу, льняное семя, пеньку, а также товары, которые поступали из Поволжья и Прикамья. Трассы проходили по густым лесам, затем грузы отправлялись на речных баржах в Архангельск. В этой статье исследуется состояние сухопутных дорог из центральной части Вятского края к речным пристаням в течение XIX века. Целью работы является определение того, как сказывались на межрегиональной торговле сельскохозяйственными товарами состояние дорог и придорожное обустройство. Такая тематика рассмотрена в контексте дорожной традиции России (дорожная традиция – это условия, обстоятельства, ситуации, которыми сопровождались сухопутные перемещения на дальние расстояния). Добраться с грузом к северным речным пристаням по гужевым сухопутным дорогам было очень трудно, т. к. путь был протяженным и проходил по малонаселенным лесистым местам. Это затрудняло экономическую деятельность миллионов людей: затраты получались значительными, а заработки − небольшими. Кроме того, перевозимые товары являлись сырьем либо же сельскохозяйственной продукцией низкого уровня переработки. Плохо обустроенные дороги стимулировали поиски принципиально иных способов доставки грузов к Белому морю. Однако железнодорожная линия Пермь−Вятка−Котлас, построенная к началу XX века, появилась поздно: направление грузоперевозок из Вятки и соседних регионов уже сместилось с северного на западное – в сторону Рыбинска и Санкт-Петербурга.

Ключевые слова

Русский Север, Вятский край, межрегиональная торговля, сухопутные пути сообщения, дорожная традиция России, мемуары, архивные источники
Скачать статью (pdf, 0.5MB )

Список литературы

  1. Тараканов К.Г. Железнодорожные проекты «Вятка–Котлас», 1867–1871 гг. (по материалам Государственного архива Архангельской области) // Двинская земля / гл. ред. С.А. Гладких. Вып. 5: Материалы пятых межрегион. общ.-науч. ист.-краевед. Стефановских чтений, посвящ. 90-летию города Котласа, 17−18 марта 2007 года. Котлас: ЭЛПА, 2007. С. 38–40.
  2. Статистические труды Ивана Федоровича Штукенберга: [издаваемые сыном авт., Антоном Штукенбергом, Корпуса инж. путей сообщения подполковником] / пер. с нем. СПб.: тип. И.Н. Глазунова и комп., 1858−1860. Т. 1, ст. 22: Описание Вятской губернии. 1858. 48, [1], 51, VIII c.
  3. Статистические труды Ивана Федоровича Штукенберга: [издаваемые сыном авт., Антоном Штукенбергом, Корпуса инж. путей сообщения подполковником] / пер. с нем. СПб.: тип. И.Н. Глазунова и комп., 1858−1860. Т. 1, ст. 1: Описание Архангельской губернии. 1857. [4], II, 67, [3] с.
  4. Криушина В.А. Вятская губерния первой половины XIX в. в статистическом описании И.Ф. Штукенберга // Немцы в России: взгляд из провинции: сб. материалов Всерос. науч. конф. с междунар. участием, Киров, 27 окт. 2010 г. / ред. кол.: В.Т. Юнгблюд [и др.]. Киров: Изд-во Вят. гос. гуманит. ун-та, 2011. С. 8–24.
  5. Материалы о состоянии уездов губернии за 1850 г. Т. 2 // Центр. гос. арх. Киров. обл. (ЦГАКО). Ф. 574. Оп. 1. Д. 12.
  6. Военно-статистическое обозрение Российской империи. СПб.: в Тип. Департамента Генер. Штаба, 1850. Т. 2. Ч. 4: Вятская губерния / сост. поручик Коведяев. 109 с.
  7. Прозоров Я.А. О хлебной торговле Архангельского порта // Тр. Имп. Вольн. экон. о-ва. 1867. Т. 1. С. 572–578.
  8. Чубинский М. Виды хлебов, производимых в Архангельской губернии, с показанием количества производства каждого // Тр. Имп. Вольн. экон. о-ва. 1867. Т. 1. С. 294–304.
  9. Обоснование и переписка с вологодским губернатором, котельничским земским исправником и городским головой о возможности проложения пути по рекам Моломе и Юнтале к Архангельскому порту // ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 1. Д. 15.
  10. Сведения Вятского губернского статистического комитета о состоянии уездов губернии за 1850 г. // ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 1. Д. 11.
  11. Фищев А.В. Вятская старина. Днепропетровск: РИА «Проминформ», 1997. 102 с.
  12. Записка о необходимости сооружения Волжско-Двинской железной дороги: от Казанского биржевого комитета. М.: Типо-литогр. «Русского т-ва печ. и изд. дела», 1893. 40, [12] с.
  13. Энгельгардт А.П. Волго-Двинская железная дорога: экономическое и торговое ее значение для Севера России, восточных поволжских губерний, Вятского края и Западной Сибири. Архангельск: Тип. Губ. правления, 1893. 31 с.
  14. Жаравин В.С. Железные дороги на Вятке: история строительства. Киров: Герценка: Веси, 2018. 147 с.
  15. Ворончихин А.Ф. Из истории строительства Пермь-Котласской железной дороги // Очерки истории Удмуртии XIX века: сб. ст. / отв. ред. Н.П. Лигенко. Ижевск: Удмурт. ин-т ист., яз. и лит. УрО РАН, 1996. С. 261–286.
  16. Записка о Волжско-Двинской железной дороге, составленная по поручению комиссии для обсуждения нужд Севера. СПб.: Тип. А.А. Краевского, [1882]. VIII, 37 с.
  17. Случевский К.К. По Северо-Западу России. Т. 1: По Северу России. СПб.: Изд. А.Ф. Маркса, 1897. 456, XX с. [4].
  18. Шенк Ф.Б. Поезд в современность: мобильность и социальное пространство России в век железных дорог. М.: Нов. лит. обозрение, 2016. 584 с.
  19. Записка о Волжско-Двинской железной дороге, составленная железно-дорожной комиссией, образованной при Вятской городской думе: г. Вятка, 1894 года. Вятка: Тип. Маишеева, бывшая Куклина и Красовского, 1894. 25 с.
  20. Эргин А.А. Значение Пермь-Котласской железной дороги для Вятского края // Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1901 год. Отд. 2. Вятка: Губ. тип., 1900. С. 273–298.
  21. Приложение к докладу об экономическом исследовании дорог, Вятскому губернскому земскому собранию экстренной сессии 18 апреля 1906 г. Вятка: Тип. и хромолитография Шкляева бывшая Маишеева, Куклина и Красовского, 1906. 76, 14 с.
  22. Егоров А.С. Транспорт Северного края: современное состояние и перспективы развития / под ред. и с предисл. В.А. Шаркова. Архангельск: Сев. краевое изд-во, 1933. 64 с.