CC..png

16plus.png

Юридический и почтовый адрес учредителя и издателя: САФУ им. М.В. Ломоносова, наб. Северной Двины, д. 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Адрес редакции: «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», ул. Урицкого, 56, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-00, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru              

о журнале

Функциональное взаимодействие корковых зон головного мозга студентов в процессе чтения на русском и английском языках. С. 59–65.

Версия для печати

Рубрика: Биология

Запрос на полную версию статьи можно отправить через библиотеку университета

УДК

[612.82+81] (045)

Сведения об авторах

Соколова Людмила Владимировна, доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии и морфологии института естественных наук и биомедицины Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор более 120 научных публикаций, в т. ч. двух монографий и одного учебного пособия

Черкасова Анна Сергеевна, аспирант института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 3 научных публикаций

Аннотация

Исследовались показатели пространственной синхронизации биоэлектрической активности мозга студентов при чтении художественных текстов на русском и английском языках. Процесс чтения по сравнению с фоном обнаружил усиление степени синхронизации дистантных межполушарных связей в бета- и тета-диапазонах. При чтении студентами английского текста (по сравнению с русским) наблюдалось усиление взаимодействия переднеассоциативных областей полушарий мозга в тета-диапазоне, а формирование дистантных диагональных связей рострально-каудальной направленности происходило в области высокочастотной составляющей спектра ЭЭГ.

Ключевые слова

биоэлектрическая активность головного мозга, процесс чтения, когерентность, иностранный язык.

Список литературы

  1. Иванов В.В. Лингвистика третьего тысячелетия. М., 2004.
  2. Иванов В. В. Чет и нечет: асимметрия мозга и знаковых систем. М., 1978.
  3. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М., 1973.
  4. Киселёва С.В. Языковая система и речевая деятельность // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. Т. 8, № 34. С. 43–51.
  5. Полякова С.В. Некоторые аспекты восприятия иностранных текстов в психологии чтения // Вестн. Томско- го гос. ун-та. 2007. № 303. С. 202–204.
  6. Православнова Е.П. О понимании и интерпретации аутентичного иноязычного текста // Изв. Волгоградского гос. пед. ун-та. 2007. № 1. С. 70–73.
  7. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1978.
  8. Леонтьев А.Н. Психология обучения чтению // Начальная школа: плюс – минус. 1999. № 10. С. 9–13.
  9. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975.
  10. Балонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л., 1976.
  11. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М., 1983.
  12. Коробейникова И.И. Связь пространственной синхронизации биопотенциалов тета-диапазона ЭЭГ чело- века с разной успешностью выполнения зрительно-пространственных задач // Физиология человека. 2011. Т. 37. № 5. С. 26–34.
  13. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб., 2007.
  14. Шульгина Г.И. Генез ритмики биопотенциалов и ее роль в обработке информации // Физиология человека. 2005. Т. 31. № 3. С. 59–71.
  15. Ассоциативный процесс и функциональная асимметрия мозга / О.П. Траченко, М.А. Грицышина, С.В. Афанасьев, И. Г. Овчинникова // Физиология человека. 2001. Т. 27, № 3. С. 32–36.
  16. Траченко О.П. Функциональная асимметрия мозга и принципы анализа лексического и грамматического материала // Физиология человека. 2001. Т. 47, № 1. С. 29–35.
  17. Цицерошин М.Н. Системное взаимодействие кортикальных полей при реализации вербально-мнестической деятельности // Физиология человека. 2000. Т. 26, № 6. С. 20–30.
  18. Beeman M., Chiarello C. Right Hemisphere Language Comprehension. Perspectives from Cognitive Neuroscience. Mahwah, NJ, 1998.
  19. Purves D., Augustine G. J., Fitzpatrick D. Neuroscience. USA: Sinauer Associates, Inc., Massachusetts, 2004.