 

Юридический и почтовый адрес учредителя и издателя: САФУ им. М.В. Ломоносова, наб. Северной Двины, д. 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Адрес редакции: «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», ул. Урицкого, 56, г. Архангельск
Тел: (818-2) 21-61-00, вн. 18-20
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru
|
Функциональное взаимодействие корковых зон головного мозга студентов в процессе чтения на русском и английском языках. С. 59–65.
|
|
Рубрика: Биология
Запрос на полную версию статьи можно отправить через библиотеку университета
УДК
[612.82+81] (045)
Сведения об авторах
Соколова Людмила Владимировна, доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии и морфологии института естественных наук и биомедицины Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор более 120 научных публикаций, в т. ч. двух монографий и одного учебного пособия
Черкасова Анна Сергеевна, аспирант института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 3 научных публикаций
Аннотация
Исследовались показатели пространственной синхронизации биоэлектрической активности мозга студентов при чтении художественных текстов на русском и английском языках. Процесс чтения по сравнению с фоном обнаружил усиление степени синхронизации дистантных межполушарных связей в бета- и тета-диапазонах. При чтении студентами английского текста (по сравнению с русским) наблюдалось усиление взаимодействия переднеассоциативных областей полушарий мозга в тета-диапазоне, а формирование дистантных диагональных связей рострально-каудальной направленности происходило в области высокочастотной составляющей спектра ЭЭГ.
Ключевые слова
биоэлектрическая активность головного мозга, процесс чтения, когерентность, иностранный язык.
Список литературы
- Иванов В.В. Лингвистика третьего тысячелетия. М., 2004.
- Иванов В. В. Чет и нечет: асимметрия мозга и знаковых систем. М., 1978.
- Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М., 1973.
- Киселёва С.В. Языковая система и речевая деятельность // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. Т. 8, № 34. С. 43–51.
- Полякова С.В. Некоторые аспекты восприятия иностранных текстов в психологии чтения // Вестн. Томско- го гос. ун-та. 2007. № 303. С. 202–204.
- Православнова Е.П. О понимании и интерпретации аутентичного иноязычного текста // Изв. Волгоградского гос. пед. ун-та. 2007. № 1. С. 70–73.
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1978.
- Леонтьев А.Н. Психология обучения чтению // Начальная школа: плюс – минус. 1999. № 10. С. 9–13.
- Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975.
- Балонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л., 1976.
- Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М., 1983.
- Коробейникова И.И. Связь пространственной синхронизации биопотенциалов тета-диапазона ЭЭГ чело- века с разной успешностью выполнения зрительно-пространственных задач // Физиология человека. 2011. Т. 37. № 5. С. 26–34.
- Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб., 2007.
- Шульгина Г.И. Генез ритмики биопотенциалов и ее роль в обработке информации // Физиология человека. 2005. Т. 31. № 3. С. 59–71.
- Ассоциативный процесс и функциональная асимметрия мозга / О.П. Траченко, М.А. Грицышина, С.В. Афанасьев, И. Г. Овчинникова // Физиология человека. 2001. Т. 27, № 3. С. 32–36.
- Траченко О.П. Функциональная асимметрия мозга и принципы анализа лексического и грамматического материала // Физиология человека. 2001. Т. 47, № 1. С. 29–35.
- Цицерошин М.Н. Системное взаимодействие кортикальных полей при реализации вербально-мнестической деятельности // Физиология человека. 2000. Т. 26, № 6. С. 20–30.
- Beeman M., Chiarello C. Right Hemisphere Language Comprehension. Perspectives from Cognitive Neuroscience. Mahwah, NJ, 1998.
- Purves D., Augustine G. J., Fitzpatrick D. Neuroscience. USA: Sinauer Associates, Inc., Massachusetts, 2004.
|