CC..png

16plus.png

Юридический и почтовый адрес учредителя и издателя: САФУ им. М.В. Ломоносова, наб. Северной Двины, д. 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Адрес редакции: «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», ул. Урицкого, 56, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-00, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru              

о журнале

Лексикон молодежной субкультуры в лингвокультурологическом словарном описании (на материале интернет-СМИ для геймеров). С. 59-66

Версия для печати

Рубрика: Лингвистика

Скачать статью (pdf, 0.4MB )

УДК

811.161.1:81ʼ276.3-053.6

DOI

10.37482/2687-1505-V434

Сведения об авторах

Ирина Сергеевна Кочелаева – младший научный сотрудник кафедры образовательных технологий Псковского государственного университета (адрес: 180000, г. Псков, ул. Ленина, д. 8).
e-mail: pta-rimma@yandex.ru, ORCID: https://orcid.org/0009-0002-1240-7150

Аннотация

В статье представлена концепция лингвокультурологического словарного описания лексикона современных молодежных субкультур. Лексикон субкультур изучается в лингвокультурологическом плане, но не получает полного и последовательного лексикографического описания. Цель исследования – разработать модель лингвокультурографической репрезентации субкультурного лексикона на примере сферы компьютерных игр (субкультуры геймеров). Материалом исследования выступают тексты интернет-СМИ и образцы коммуникации геймеров на порталах этих изданий. Разработке параметрических моделей словарных статей, репрезентирующих лексику и фразеологию геймеров, предшествовал структурно-семантический, этимологический и лингвокультурологический анализ материала, результаты которого отражены в словарных статьях, иллюстрирующих авторскую концепцию. В исследовании определены тематические группы лексикона геймеров: наименования игр, жанров, игровых предметов, игрового процесса и т. д. Рассмотрены способы пополнения языка субкультуры: заимствование с различными способами адаптации заимствований в русскоязычной среде, аффиксальное словообразование, аббревиация; с лингвокультурологической и лингвоаксиологической точек зрения проанализированы контексты употребления субкультурных лексических и фразеологических единиц. На примерах разработанных автором словарных статей показана комплексная репрезентация субкультурного содержания таких единиц: толкование заголовочного слова или фразеологизма культурологически ориентировано; этимологическая справка раскрывает его происхождение; лингвокультурологический комментарий демонстрирует различные детали игрового процесса, связанные с обозначаемым объектом; иллюстративные контексты расширяют понимание объекта номинации и передают его оценку говорящим. Предлагаемая модель словарного описания позволяет представить молодежную субкультуру как современный лингвокультурологический феномен. Результаты исследования могут быть использованы в лексикографической практике и при изучении динамики речи молодежи.

Ключевые слова

лингвокультурология, лексикография, лингвокультурологический словарь, молодежный лексикон, субкультура геймеров, компьютерная игра, интернет-СМИ

Список литературы

  1. Зиновьева Е.И., Юрков Е.Е. Лингвокультурология: теория и практика. СПб.: МИРС, 2009. 291 с.
  2. Афанасова Н.В. О чем говорят фикрайтеры // Науч. диалог. 2016. No 3 (51). С. 9–17.
  3. Шавлюк В.Б. «Фанфикшн»: от жаргонизма к термину // Вестн. Нижегор. ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2017. No 1. С. 245–249.
  4. Андреев В.К. Особенности лексической номинации в языке российских байкеров // Филол. науки. Вопр. теории и практики. 2009. No 2 (4). C. 37–39.
  5. Андреев В.К. Доминанты молодежных субкультур в языковом отображении: граффити // Вестн. Новгор. гос. ун-та. 2009. No 54. С. 4–7.
  6. Габдуллина А.Х. Японские заимствования в языке современных молодежных журналов // Знак: проблем. поле медиаобразования. 2011. Т. 1, No 7. С. 59–61.
  7. Дмитриева С.О. Динамика молодежного лексикона (на материале субкультуры панков) // Уч. зап. Новгор. гос. ун-та. 2022. No 5 (44). С. 542–545. https://doi.org/10.34680/2411-7951.2022.5 (44).542-545
  8. Дмитриева С.О. Динамика молодежного лексикона на примере готической субкультуры в России // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2022. No 6 (169). С. 170–176.
  9. Норец М.А. Язык геймеров как вид современного молодежного сленга // Тенденции развития науки и образования. 2023. No 97-4. С. 116–118. https://doi.org/10.18411/trnio-05-2023-218
  10. Андреев В.К. Словари языка молодежных субкультур // Слово и фразеологизм в новых лексикографических концепциях: коллектив. моногр. / науч. ред. проф. Т.Г. Никитина. Псков: ПГПУ, 2010. С. 126–201.
  11. Андреев В.К. Лексикон молодежных субкультур. Опыт словаря. Псков: Логос, 2009. 331 с.
  12. Никитина Т.Г. Ключевые концепты молодежной культуры: тематический словарь сленга. СПб.: Дмитрий Буланин, 2013. 864 с.
  13. Кочелаева И.С. Лексикон субкультуры геймеров: тематические доминанты // Вестн. филол. наук. 2021. Т. 1, No 2. С. 19–24.