
Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
![]()
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», ул. Урицкого, 56, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-00, вн. 18-20 о журнале |
Рубрика: Философия Скачать статью (pdf, 0.4MB )УДК1(091)11DOI10.37482/2687-1505-V411Сведения об авторахЕлена Николаевна Собольникова – кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарных наук, экономики и права Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета (адрес: 197022, СанктПетербург, ул. Профессора Попова, д. 14, лит. А).e-mail: sobolnikova.elena@pharminnotech.com, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8129-1855 Наталья Витальевна Дороднева* – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры филологических дисциплин Тюменского государственного медицинского университета (адрес: 625023, г. Тюмень, ул. Одесская, д. 54). e-mail: dorodnevanv@tyumsmu.ru*, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9756-6750 АннотацияЛ.И. Шестов и Г.В.Ф. Гегель стремились к исследованию проблемы познания истины. Подлинная диалектическая взаимосвязь необходимости и свободы, по мысли Гегеля, получает выражение в возвращении к себе абсолютного как осуществленного единства себя и своего другого, благодаря чему скрытая сила абсолютной истины расторгает ограниченность частных определений, заставляя переходить одно в другое и возвращаться к себе в новой, более истинной форме. Если Гегель считал историю философии единым процессом саморазвития абсолютной идеи, где различия представляют собой ступени познания истины, то Шестов скептически относился к утверждениям о необходимости и возможности абсолютного, истинного знания. Цель настоящего исследования – показать особенности философской интерпретации идей Г.В.Ф. Гегеля, реализованные в творчестве религиозного экзистенциалиста Л.И. Шестова, обобщить понимание Шестовым принципов соотношения категорий веры и разума в постижении проблемы истины через интерпретацию философии Гегеля. Данный подход кажется вполне приемлемым, поскольку у этих мыслителей крайне разное понимание процесса познания истины, что выразилось в их представлении самого хода историко-философского процесса. Шестов верил, что изучение истории философии дает возможность расти и развиваться благодаря свободному и преданному отношению к истине и знанию. Для него такая приверженность выступает критерием, по которому мы можем судить о том, что у нас есть подлинный опыт познания истины. Но для Гегеля то, что мы переживаем, когда постигаем истину, является не продуктом истории философии, а процессом, лежащим в основе истории философии. Следовательно, переживание истины, саморефлексия над противоречиями – это переживание непрерывного процесса отхода от привычного к осознанию чего-то нового, где знание предстает нескончаемым процессом освобождения мысли от бремени небытия, возрождением чуда мышления как творчества невозможного.Ключевые словаистория философии, Г.В.Ф. Гегель, Л. Шестов, эпистемология, метафизика, познание истиныСписок литературы
|