CC..png

16plus.png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», ул. Урицкого, 56, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», ул. Урицкого, 56, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-00, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru              

о журнале

Шестов и Гегель: опыт познания истины. C. 132-139

Версия для печати

Рубрика: Философия

Скачать статью (pdf, 0.4MB )

УДК

1(091)11

DOI

10.37482/2687-1505-V411

Сведения об авторах

Елена Николаевна Собольникова – кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарных наук, экономики и права Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета (адрес: 197022, СанктПетербург, ул. Профессора Попова, д. 14, лит. А).
e-mail: sobolnikova.elena@pharminnotech.com, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8129-1855

Наталья Витальевна Дороднева* – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры филологических дисциплин Тюменского государственного медицинского университета (адрес: 625023, г. Тюмень, ул. Одесская, д. 54).
e-mail: dorodnevanv@tyumsmu.ru*, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9756-6750

Аннотация

Л.И. Шестов и Г.В.Ф. Гегель стремились к исследованию проблемы познания истины. Подлинная диалектическая взаимосвязь необходимости и свободы, по мысли Гегеля, получает выражение в возвращении к себе абсолютного как осуществленного единства себя и своего другого, благодаря чему скрытая сила абсолютной истины расторгает ограниченность частных определений, заставляя переходить одно в другое и возвращаться к себе в новой, более истинной форме. Если Гегель считал историю философии единым процессом саморазвития абсолютной идеи, где различия представляют собой ступени познания истины, то Шестов скептически относился к утверждениям о необходимости и возможности абсолютного, истинного знания. Цель настоящего исследования – показать особенности философской интерпретации идей Г.В.Ф. Гегеля, реализованные в творчестве религиозного экзистенциалиста Л.И. Шестова, обобщить понимание Шестовым принципов соотношения категорий веры и разума в постижении проблемы истины через интерпретацию философии Гегеля. Данный подход кажется вполне приемлемым, поскольку у этих мыслителей крайне разное понимание процесса познания истины, что выразилось в их представлении самого хода историко-философского процесса. Шестов верил, что изучение истории философии дает возможность расти и развиваться благодаря свободному и преданному отношению к истине и знанию. Для него такая приверженность выступает критерием, по которому мы можем судить о том, что у нас есть подлинный опыт познания истины. Но для Гегеля то, что мы переживаем, когда постигаем истину, является не продуктом истории философии, а процессом, лежащим в основе истории философии. Следовательно, переживание истины, саморефлексия над противоречиями – это переживание непрерывного процесса отхода от привычного к осознанию чего-то нового, где знание предстает нескончаемым процессом освобождения мысли от бремени небытия, возрождением чуда мышления как творчества невозможного.

Ключевые слова

история философии, Г.В.Ф. Гегель, Л. Шестов, эпистемология, метафизика, познание истины

Список литературы

  1. Гутова С.Г. Последний неоплатоник: между мистикой и рацио (синкретизм в философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля) // Немецкая философия второй половины XVIII – конца XIX века: коллектив. моногр. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1999. С. 116–144.
  2. Лезьер В.А. Концепция оптимистического рационализма Г.В.Ф. Гегеля в экзистенциальной философии Л.И. Шестова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2015. № 9(364). С. 164–170.
  3. Shestov L. Athens and Jerusalem. Athens: Ohio Univ. Press, 1966. 447 p.
  4. Beaumont M. Lev Shestov: Philosopher of the Sleepless Night. Bloomsbury: Bloomsbury Academic, 2021. 216 p. https://doi.org/10.5040/9781350151185
  5. Гиринский А.А. Критика гегелевской философии в творчестве Серена Кьеркегора и Льва Шестова // История философии. 2020. № 25(1). C. 27–38. https://doi.org/10.21146/2074-5869-2020-25-1-27-38
  6. Минаков М.А. Возвращение к Самому Важному: философское восстание Льва Шестова // История философии. 2018. Т. 23, № 1. С. 82–95. https://doi.org/10.21146/2074-5869-2018-23-1-82-95
  7. Возняк В.С., Заяц Т.М. Проблема истины в контексте различения рассудка и разума // Поиск истины и правда жизни в пространстве современной культуры: cб. науч. ст. / под ред. О.Д. Маслобоевой. СПб.: С.-Петерб. гос. экон. ун-т. 2018. Вып. 4. С. 107–116.
  8. Shestov L. Penultimate Words and Other Essays. Boston: John W. Luce & Co, 1916. 205 p.
  9. Shestov L. All Things Are Possible. London: Martin Secker, 1920. 244 p.
  10. Жукова О.И., Жуков В.Д. Русская философская иррационалистическая культура на рубеже XIX–XX веков (на материале творчества Л. Шестова) // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. 2021. № 55. С. 14–21. https://doi.org/10.31773/2078-1768-2021-55-14-22
  11. Hegel G.W.F. Phenomenology of Spirit / trans. A.V. Miller. Oxford: Oxford Univ. Press, 1987. 595 p.
  12. Hegel G.W.F. Lectures on the Philosophy of Religion: Together with a Work on the Proofs of the Existence of God / trans. E.B. Spiers, J. Burdon-Sanderson. London: K. Paul, Trench, Trübner, & Co., 1895. Vol. 1. 349 p.
  13. Wittgenstein L. Tractatus Logico-Philosophicus. London: Routledge & Kegan Paul, 1961. 166 p.
  14. Булгаков С.Н. Некоторые черты религиозного мировоззрения Л. Шестова // Булгаков С.Н. Сочинения: в 2 т. Т. 1. Философия хозяйства. Трагедия философии / вступ. ст., сост., подгот. текста и примеч. С.С. Хоружего. М.: Наука, 1993. С. 519–537.
  15. Бонецкая Н.К. Странник и его цель (герменевтика Л. Шестова) // Вопр. философии. 2015. № 7. С. 95–110.