CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-00, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru              

о журнале

Образ России в дискурсе социальных сетей Китая: лингвопрагматический анализ репрезентации российско-украинского конфликта. С. 83–91

Версия для печати

Рубрика: Лингвистика

Скачать статью (pdf, 0.6MB )

УДК

81’33:[94(510).093+004]

DOI

10.37482/2687-1505-V392

Сведения об авторах

Олег Игоревич Калинин1, 2, 3 доктор филологических наук, профессор кафедры китайского языка, старший научный сотрудник управления научной и инновационной деятельности, доцент кафедры дальневосточных языков
1Военный университет им. князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, Москва, Россия, e-mail: okalinin.lingua@gmail.com, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1807-8370
2Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия,
3Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), Челябинск, Россия
e-mail: okalinin.lingua@gmail.com, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1807-8370

Аннотация

Данная статья посвящена лингвопрагматическому анализу репрезентации специальной военной операции Вооруженных сил Российской Федерации в дискурсе неинституциональных СМИ Китая. Автор фокусируется на выявлении лингвопрагматических особенностей формирования образа России в дискурсе китайских социальных медиа – платформ Weibo и Zhihu. С использованием методов корпусной лингвистики рассмотрены 207 постов в социальных сетях и комментариев к ним общим объемом 204 798 иероглифических знаков, период выборки – с 24 февраля 2022 года по май 2024 года. Исследование включает в себя два этапа: 1) количественный анализ ключевых слов и их коллокаций, а также их тематической сегментации; 2) качественный контент-анализ текстов публикаций. На первом этапе были выявлены ключевые особенности и тематические доминанты формирования общественного мнения о специальной военной операции и конструирования образа России в китайских социальных сетях. На втором этапе полученные данные были уточнены, что позволило детализировать основные характеристики репрезентации образа нашей страны. По результатам анализа наиболее многочисленными среди основных тематических групп ключевых слов оказались «Военная сфера» и «Политика», что отражает акцент как на военных, так и на гуманитарных последствиях конфликта, а также говорит о представлении России как значимого глобального актора. При этом основной вывод исследования заключается в том, что формируемый образ России в социальных сетях Китая в контексте репрезентации специальной военной операции преимущественно негативный, что указывает на формирование у внутренней китайской аудитории критического подхода к внешнеполитическим действиям России, несмотря на официально нейтральную позицию Китая.

Ключевые слова

лингвопрагматический анализ, социальные медиа, общественное мнение, российскоукраинский конфликт, специальная военная операция, образ России, социальные сети Китая

Список литературы

  1. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. 2-е изд., испр. и доп. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2001. 698 с.

  2. Пекониди А.В. Конструирование политического имиджа России современными печатными средствами массовой информации США: дис. ... канд. полит. наук. Владикавказ, 2012. 246 с.

  3. Терских М.В., Маленова Е.Д. Имидж региона: теоретический аспект (российский и зарубежный опыт) // Полит. лингвистика. 2015. № 2(52). С. 199–205.

  4. Сидорская И.В. Об употреблении терминов «образ» и «имидж» в русскоязычных исследованиях проблемы медиарепрезентации территорий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2021. № 3. С. 173–197. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.3.2021.173197

  5. Шемякин Р.Д. Современный образ России в китайских СМИ // Дипломат. служба. 2023. № 4. С. 347–355. https://doi.org/10.33920/vne-01-2304-09

  6. Сюй Минло. Освещение событий на Украине китайскими СМИ // Междунар. журн. гуманит. и естеств. наук. 2022. № 3-2(66). С. 212–214. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2022-3-2-212-214

  7. Калинин О.И. Корпусный анализ языковой репрезентации специальной военной операции ВС РФ на Украине в СМИ КНР // Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та. Гуманит. науки. 2022. № 10(865). С. 41–47. https://doi.org/10.52070/2542-2197_2022_10_865_41

  8. Иванов Н.В., Калинин О.И. Информационное воздействие в политическом медиа-дискурсе // Уч. зап. Нац. о-ва приклад. лингвистики. 2023. № 3(43). С. 76–105.

  9. Карасик В.И. Жанры сетевого дискурса // Жанры речи. 2019. № 1(21). С. 49–55. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2019-1-21-49-55

  10. Кушнерук С.Л. Идеологическое миромоделирование в контексте информационно-психологической войны: моногр. М.: ФЛИНТА, 2023. 232 с.

  11. Мажинский С.В., Нагибина И.Г., Чжан Ю. Дискурсивное пространство ведущих китайских «новых медиа» // Orient. Stud. 2023. Т. 16, № 4. С. 903–913. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2023-68-4-903-913

  12. Fairclough N. Critical Discourse Analysis: The Critical Analysis of Language. N. Y.: Routledge, 2013. 582 p.

  13. The Routledge Handbook of Cultural Discourse Studies / ed. by Shi-xu. N. Y.: Routledge, 2024. 480 p.