Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-00, вн. 18-20 о журнале |
Рубрика: Лингвистика Скачать статью (pdf, 0.6MB )УДК81’33:[94(510).093+004]DOI10.37482/2687-1505-V392Сведения об авторахОлег Игоревич Калинин1, 2, 3 доктор филологических наук, профессор кафедры китайского языка, старший научный сотрудник управления научной и инновационной деятельности, доцент кафедры дальневосточных языков1Военный университет им. князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, Москва, Россия, e-mail: okalinin.lingua@gmail.com, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1807-8370 2Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия, 3Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), Челябинск, Россия e-mail: okalinin.lingua@gmail.com, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1807-8370 АннотацияДанная статья посвящена лингвопрагматическому анализу репрезентации специальной военной операции Вооруженных сил Российской Федерации в дискурсе неинституциональных СМИ Китая. Автор фокусируется на выявлении лингвопрагматических особенностей формирования образа России в дискурсе китайских социальных медиа – платформ Weibo и Zhihu. С использованием методов корпусной лингвистики рассмотрены 207 постов в социальных сетях и комментариев к ним общим объемом 204 798 иероглифических знаков, период выборки – с 24 февраля 2022 года по май 2024 года. Исследование включает в себя два этапа: 1) количественный анализ ключевых слов и их коллокаций, а также их тематической сегментации; 2) качественный контент-анализ текстов публикаций. На первом этапе были выявлены ключевые особенности и тематические доминанты формирования общественного мнения о специальной военной операции и конструирования образа России в китайских социальных сетях. На втором этапе полученные данные были уточнены, что позволило детализировать основные характеристики репрезентации образа нашей страны. По результатам анализа наиболее многочисленными среди основных тематических групп ключевых слов оказались «Военная сфера» и «Политика», что отражает акцент как на военных, так и на гуманитарных последствиях конфликта, а также говорит о представлении России как значимого глобального актора. При этом основной вывод исследования заключается в том, что формируемый образ России в социальных сетях Китая в контексте репрезентации специальной военной операции преимущественно негативный, что указывает на формирование у внутренней китайской аудитории критического подхода к внешнеполитическим действиям России, несмотря на официально нейтральную позицию Китая.Ключевые словалингвопрагматический анализ, социальные медиа, общественное мнение, российскоукраинский конфликт, специальная военная операция, образ России, социальные сети КитаяСписок литературы
|