CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-00, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru              

о журнале

Фантастическое допущение как способ экстериоризации внутреннего персонажа в художественном тексте. С. 76–85

Версия для печати

Рубрика: Лингвистика

Скачать статью (pdf, 0.4MB )

УДК

81’42

DOI

10.37482/2687-1505-V376

Сведения об авторах

Светлана Геннадьевна Филиппова – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английской филологии
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия,
e-mail: svetafil-69@mail.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9770-1644

Аннотация

Статья посвящена описанию лингвистических механизмов изображения внутреннего состояния персонажа через фантастическое допущение на примере персонажа-оборотня в фэнтезийном романе Ф. Пулмана «Северное сияние» и психологическом рассказе С. Холл «Миссис Фокс». В современной литературе, тяготеющей к психологизму как особому эстетическому принципу, фантастическое допущение используется в различных жанрах и стилях текста, однако его потенциал участия в экстериоризации внутренних состояний персонажа прямо пропорционален степени психологизма. Так, если рассматривать заявленные художественные тексты, то наибольшей степенью глубины и детализации в качестве средства экстериоризации обладает превращение женщины в лису в рассказе «Миссис Фокс», поскольку фантастическое допущение является здесь основой сюжета психологического рассказа и иносказательным образом его главной идеи (ценности свободы воли). Анализ произведения позволил выявить конвергенцию лексических и синтаксических стилистических средств и ряд лексико-семантических групп, реализующих экстериоризацию внутреннего персонажа. Выступая ключевым механизмом данного вида экстериоризации, конвергенция компенсирует доминирование прямой формы психологизма в рассказе (интериоризации). В непсихологическом романе Ф. Пулмана главная функция фантастического допущения «деймона» (персонажа-двойника) – внешнесобытийная, однако в некоторых фрагментах текста «деймон» имплицирует внутренние состояния протагониста. К языковым механизмам анализируемой экстериоризации в романе относятся детали образа оборотня и эмотивная лексика. Кроме того, выявлены такие функции «деймона» в экстериоризации внутреннего персонажа, как усиление эмоций в портрете персонажа, включение эмоций в портрет персонажа, реализация внутреннего конфликта и способности контролировать эмоции, выделение черт характера персонажа.

Для цитирования: Филиппова, С. Г. Фантастическое допущение как способ экстериоризации внутреннего персонажа в художественном тексте / С. Г. Филиппова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2024. – Т. 24, № 5. – С. 76-85. – DOI 10.37482/2687-1505-V376.

Ключевые слова

психологизм, внутренний персонаж, конвергенция, фантастическое допущение, экстериоризация, фэнтезийный роман «Северное сияние», психологический рассказ «Миссис Фокс»

Список литературы

  1. Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы ХVIII–ХIX вв. М.: Шк. «Яз. рус. культуры», 1998. 446 с.

  2. Щирова И.А. Психологический текст: деталь и образ. СПб.: Филол. фак-т СПбГУ, 2003. 120 с.

  3. Скворцов В.В. Вымышленные языки в поэтике фантастической прозы США второй половины XX века: дис. … канд. филол. наук. СПб., 2015. 201 с.

  4. Светличная С.А. Эвристический вымысел текстов научной фантастики // Научные исследования высшей школы: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. С. 160–164.

  5. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу / пер. с фр. Б. Нарумова. М.: Дом интеллектуал. кн., 1999. 144 с.

  6. Петров М.А., Моргун Е.А. Метафора как средство создания иллюзии достоверности фантастических образов (на примере рассказа С. Кинга «Грузовик дяди Отто») // Филол. науки. Вопр. теории и практики. 2022. Т. 15, вып. 9. С. 2814–2819. https://doi.org/10.30853/phil20220503

  7. Винтерле И.Д. Миф как основа литературы фэнтези // Вестн. Нижегор. ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 1-2. С. 37–39.

  8. Сухих О.С. Фантастическое начало в рассказе Л.И. Бородина «Этого не было» // Филология: науч. исслед. 2021. № 5. С. 73–80. https://doi.org/10.7256/2454-0749.2021.5.35538

  9. Наумчик О.С. 5.1. Пространственно-временные модели фэнтези // Парадигмы переходности и образы фантастического мира в художественном пространстве XIX–XXI вв.: коллектив. моногр. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2019. С. 356–363.