Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Философия
125+378.147
10.37482/2687-1505-V304
КОЧКИН Антон Андреевич, преподаватель кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации. Автор 25 научных публикаций, в т. ч. двух коллективных монографий*
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1251-6739 Адрес: 350005, г. Краснодар, ул. Ярославская, д. 128; e-mail: kochkin@a-kochkin.ru
В настоящей работе исследуются вопросы, касающиеся границ организационных форм проведения занятий в образовательных организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации. С одной стороны, существуют каноничные виды занятий: лекция, семинар и практическое занятие. С другой – многообразие методов, приемов, а также технологий, используемых педагогами, порождает новые способы организации (лекция-дискуссия, семинар-круглый стол, тренинг), что приводит к двум основным последствиям: во-первых, к увеличению числа подобных гибридов, которые тоже с течением времени входят в арсенал педагогов; во-вторых, к возникновению трудностей в разграничении организационных форм занятий, поскольку они генерируются, как правило, не в рамках традиционной образовательной технологии и, как следствие, приобретают черты иных, смежных форм (так, лекция становится похожей на семинар и наоборот). В связи с этим исследователи сталкиваются с некоторыми сложностями в определении сущности и границ отдельной устоявшейся формы проведения занятий. Трансгрессия как философская категория позволяет понять, что данное явление неизбежно, поскольку границы, выступающие в качестве разделителя отдельных форм и явлений, зачастую приобретают факультативную функцию, сущность которой заключается в том, что любая условная черта побуждает к преодолению самой себя. Иными словами, разграничение каких-либо феноменов подчеркивает взаимосвязь двух и более формально несвязанных между собой явлений, что иллюстрируется трансгрессией, показывающей в т. ч. диалектическую корреляцию между указанными формами занятий. В качестве решения проблемы, касающейся условных границы организационных занятий в высшей школе, вводится понятие «перформативная форма», которое, с одной стороны, нивелирует необходимость дифференцирования, а с другой – раскрывает природу самого занятия, которое стремится к тому, чтобы через дискурс стать перфомативным актом.
трансгрессия, организационные формы проведения занятий, МВД России, высшая школа, перформанс, перформативная форма
|