Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Философия
130.2
10.37482/2687-1505-V313
ХАРАКТЕРОВ Никита Олегович, аспирант кафедры философии образования Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор двух научных публикаций*
ORCID: https://orcid.org/0009-0009-4380-3288 Адрес: 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1; e-mail: xarakterov@yandex.ru
В статье рассматриваются основные этапы возникновения исторической реконструкции, ее отличия от ролевых игр и особенности использования в качестве способа актуализации культурной памяти. Автор анализирует данный вид деятельности с точки зрения антропологии, культурологии и социологии, опираясь на работы Йохана Хёйзинги и Роже Кайуа. Популярность этого увлечения среди жителей мегаполисов связывается с интересом к иному образу жизни, из которого можно позаимствовать практики, отличные от обыденных. В рамках исторической реконструкции как игровой, научной и образовательной практики существует два основных направления – военное (воссоздание амуниции и особенностей военного дела) и гражданское (воспроизведение быта исследуемой эпохи). Оба они предполагают реконструкцию материальной культуры, мышления и поведения. Можно выделить три основных вида исторической реконструкции – военная, ремесленная и образовательная. Особое внимание уделяется военной реконструкции, т. к. она возникла первой. Существует два аспекта данного вида деятельности, один из которых связан с воссозданием материальной культуры, а именно изготовлением, хранением и обслуживанием образцов реконструированного оружия, а другой – с изменением мышления и поведения как самих реконструкторов, так и зрителей мероприятий, в частности с воссозданием культуры обращения с оружием, использованием реконструированных образцов для визуализации образовательного процесса, а также с антропологическими практиками по «очеловечиванию» оружия. В статье анализируется соотношение средневекового рыцарства и реконструированного, как наиболее яркий пример практик, воссоздаваемых и используемых при реконструкции войны.
историческая реконструкция, экспериментальная археология, военная реконструкция, реконструкция оружия, культурная память, Й. Хёйзинга, Р. Кайуа
|