CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Диалектика освоения подрастающим поколением традиционных ценностей в условиях неоглобализации. C. 95-104

Версия для печати

: Философия

130.3:124.5

10.37482/2687-1505-V312

МАХАМАТОВ Таир Махаматович, доктор философских наук, профессор, профессор Департамента гуманитарных наук Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Москва). Автор 186 научных публикаций*
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1166-4203
Адрес: 125167, Москва, Ленинградский просп., д. 49/2; e-mail: makhamatov.tair@mail.ru


МАМАТОВ Мамаджан Ахмаджанович, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры «Философия» Ферганского государственного университета (Республика Узбекистан). Автор более 100 научных публикаций, в т. ч. 7 монографий
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5604-9749
Адрес: 150100, Республика Узбекистан, г. Фергана, ул. Мураббийлар, д. 19; e-mail: mmamadjan@mail.ru

В статье рассматриваются основные факторы и этапы освоения ребенком традиционных ценностей семьи и общества. Главная задача исследования заключается в подтверждении тезиса, что фундамент, полнота, качество восприятия и усвоения подрастающим поколением традиционных ценностей первоначально определяются господствующими в семье духовными и материальными ценностями, культурой и психологией отношения взрослых к детям. Как известно, российские и узбекские семьи не однородны, что обусловлено принадлежностью к той или иной социальной страте, классу, т. к. каждая семья находится под влиянием динамики бытия не только общества, но и конкретной страты. Авторы доказывают, что ценностный мир ребенка формируется под влиянием рождающейся в его душе экзистенции, определяемой остротой противоречий процесса социализации, и для лучшего усвоения позитивных ценностей необходимо смягчить ее. В решении этой задачи большую роль играют педагогические качества родителей, бабушек и дедушек, их умение устанавливать доверительные отношения, посредством которых, согласно К. Юнгу, старшие смогут мягко, ненавязчиво заслужить уважение, восхищение и любовь ребенка. Попытки родителей добиться авторитета путем одаривания, денежного обеспечения только изуродуют его духовный мир. По итогам исследования можно сделать вывод, что важным фактором формирования ценностного мира ребенка, превращения его в достойную личность являются приучение к труду, дисциплине, самостоятельности и ответственности, привитие честности на примере его близких родственников. Авторы придерживаются позиций К. Юнга и Л.С. Выготского, согласно которым школу – следующий этап социализации – следует рассматривать не только как образовательный институт, но и как логичное продолжение процесса освоения традиционных ценностей. Утверждается также идея о необходимости создания для молодых родителей школы, где они будут обучаться культуре семейной жизни и психологии воспитания детей.

ценностный мир ребенка, Л.С. Выготский, К. Юнг, воспитание, традиционные ценности, экзистенция, эгоизм, стабильность общества
(pdf, 0.5MB )

  1. Махаматов Т.М. От эпохи глобализации к неоглобализации: культурно-цивилизационный аспект // Век глобализации. 2017. № 4(24). С. 55–61.
  2. Махаматов Т.М. Конфликт Запада и Востока как фактор неоглобализации // Век глобализации. 2022. № 4. С. 63–72. DOI: 10.30884/vglob/2022.04.04
  3. Meerwijk E.L., Sevelius J.M. Transgender Population Size in the United States: A MetaRegression of PopulationBased Probability Samples // Am. J. Public Health. 2017. Vol. 107, № 2. P. e1–e8. DOI: 10.2105/ajph.2016.303578
  4. Мартин Э. Идея сверхчеловека в философии Ф. Ницше: новые ценности за гранью человечности // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2022. Т. 22, № 6. С. 74–82. DOI: 10.37482/2687-1505
  5. Religion and Transhumanism: The Unknown Future of Human Enhancement / ed. by C. Mercer, T.J. Throten. Santa Barbara: Praeger, 2015. 472 p.
  6. Bostrom N. A History of Transhumanist Thought // J. Evol. Technol. 2005. Vol. 14, № 1. Р. 1–25.
  7. Evans W. Review of On Trans-Humanism // Prometheus. Vol. 38, № 2. Р. 271–74. DOI: 10.13169/prometheus.38.2.0271
  8. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3 / общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи; авт. вступ. ст. и ст. в примеч. А.Ф. Лосев; примеч. А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994. 654 с.
  9. Каримов Ш.И., Оборский А.Ю. Факторы изменения механизма передачи духовного опыта между поколениями // Гуманит. науки. Вестн. Финансового ун-та. 2022. Т. 12, № 6. С. 19–24. DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-6-19-24
  10. Шишкин А.Е. Трансформация ценностей в контексте национальных и цивилизационных разломов // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2021. Т. 21, № 2. С. 130–140. DOI: 10.37482/2687-1505-V095
  11. Джанджгава Л.Т., Ореховская Н.А. Историческая преемственность духовного опыта поколений в современном российском обществе // Гуманит. науки. Вестн. Финансового ун-та. 2022. Т. 12, № 6. С. 12–18. DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-6-12-18
  12. Выготский Л.С. Педология школьного возраста. Лекции по психологии развития. М.: Канон-плюс, 2022. 320 c.
  13. Махаматов Т.М. Диалектика экзистенциальной сущности индивида // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2023. Т. 23, № 1. С. 80–90. DOI: 10.37482/2687-1505-V234
  14. Юнг К.Г. Конфликт детской души. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2021. 320 c.
  15. Алиева Д.К. Роль семьи в формировании ценностных ориентаций у подрастающего поколения // Вестн. Майкоп. гос. технол. ун-та. 2014. № 3. С. 79–84.
  16. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / авт. вступ. ст. П.С. Гуревич. М.: Республика, 1994. 447 с.
  17. Мирзиёев Ш.М. Инсонпарварлик, эзгулик ва бунёдкорлик миллий ғоямизнинг пойдеворидир: Маъруза. Тошкент: Tasvir, 2021. 36 бет.
  18. Welzel C., Inglehart R. Agency, Values, and Well-Being: A Human Development Model // Soc. Indic. Res. 2010. Vol. 97, № 1. P. 43–63. DOI: 10.1007/s11205-009-9557-z
  19. Suyadi, Selvi I.D., Sibiwaihi, Zahroh U., Muassomah. Children’s Future Adversity: Learning Loss Risk During Online Learning in Covid-19 Pandemic // Int. J. Instr. 2023. Vol. 16, № 2. P. 457–478.
  20. Гилева О.Б. Тревожность учащихся в школах с разным уровнем цифровизации образовательного процесса // Вопр. психологии. 2022. Т. 68, № 2. С. 69–82.
  21. Бодрова Е.А. Формирование образа семьи у дошкольников // Проблемы соврем. образования. 2020. № 6. С. 219–227. DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-219-227
  22. Каюмов А.Т., Мишурова О.И. Ответственность как социальное явление // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2021. Т. 21, № 5. С. 89–96. DOI: 10.37482/2687-1505-V134
  23. Malik G.M., Akhter R. Existentialism and Classroom Practice // IOSR J. Humanit. Soc. Sci. 2013. Vol. 8, № 6. P. 87–91. DOI: 10.9790/0837-0868791