Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Философия
130.3:124.5
10.37482/2687-1505-V312
МАХАМАТОВ Таир Махаматович, доктор философских наук, профессор, профессор Департамента гуманитарных наук Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Москва). Автор 186 научных публикаций*
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1166-4203 Адрес: 125167, Москва, Ленинградский просп., д. 49/2; e-mail: makhamatov.tair@mail.ru МАМАТОВ Мамаджан Ахмаджанович, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры «Философия» Ферганского государственного университета (Республика Узбекистан). Автор более 100 научных публикаций, в т. ч. 7 монографий ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5604-9749 Адрес: 150100, Республика Узбекистан, г. Фергана, ул. Мураббийлар, д. 19; e-mail: mmamadjan@mail.ru
В статье рассматриваются основные факторы и этапы освоения ребенком традиционных ценностей семьи и общества. Главная задача исследования заключается в подтверждении тезиса, что фундамент, полнота, качество восприятия и усвоения подрастающим поколением традиционных ценностей первоначально определяются господствующими в семье духовными и материальными ценностями, культурой и психологией отношения взрослых к детям. Как известно, российские и узбекские семьи не однородны, что обусловлено принадлежностью к той или иной социальной страте, классу, т. к. каждая семья находится под влиянием динамики бытия не только общества, но и конкретной страты. Авторы доказывают, что ценностный мир ребенка формируется под влиянием рождающейся в его душе экзистенции, определяемой остротой противоречий процесса социализации, и для лучшего усвоения позитивных ценностей необходимо смягчить ее. В решении этой задачи большую роль играют педагогические качества родителей, бабушек и дедушек, их умение устанавливать доверительные отношения, посредством которых, согласно К. Юнгу, старшие смогут мягко, ненавязчиво заслужить уважение, восхищение и любовь ребенка. Попытки родителей добиться авторитета путем одаривания, денежного обеспечения только изуродуют его духовный мир. По итогам исследования можно сделать вывод, что важным фактором формирования ценностного мира ребенка, превращения его в достойную личность являются приучение к труду, дисциплине, самостоятельности и ответственности, привитие честности на примере его близких родственников. Авторы придерживаются позиций К. Юнга и Л.С. Выготского, согласно которым школу – следующий этап социализации – следует рассматривать не только как образовательный институт, но и как логичное продолжение процесса освоения традиционных ценностей. Утверждается также идея о необходимости создания для молодых родителей школы, где они будут обучаться культуре семейной жизни и психологии воспитания детей.
ценностный мир ребенка, Л.С. Выготский, К. Юнг, воспитание, традиционные ценности, экзистенция, эгоизм, стабильность общества
|