CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Рефлексия латиноамериканских социолектов в репрезентации культурно-общного языкового ареала. С. 64–73

Версия для печати

: Лингвистика

81'276.1

10.37482/2687-1505-V284

Ю Елена Дюнеровна,
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков № 1 Иркутского национального исследовательского технического университета. Автор более 50 научных публикаций*
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7739-5627

Адрес: 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 83; e-mail: elyu@yandex.ru

Статья посвящена обзору наиболее распространенных латиноамериканских социолектов (аргентинского лунфардо, колумбийского парлаче и коста-риканского пачуко-малеспин), а также сравнительному анализу отражения социальных реалий на их основе. В настоящее время обогащается сформированная методологическая база социолектологии. Возникновение, функционирование и влияние социолектов как факторов развития общества – это не только показатели эволюции этнокультур, но и признаки социальных движений, находящие свои лингвокультурологические и словарные фиксации, что требует обращения к теории номинативных актов. Вариативность в способах словообразования отмечена в таких приемах, как силлабическая инверсия, усечение и удлинение основы, словосложение, удвоение слов, ресемантизация. Рассмотрены процессы социолектного диалогического взаимодействия в тематических лексиконах лунфардо, парлаче и малеспина. Закономерности таксона, узуса и распространения упомянутых социолектов подчеркивают приобретенную ими социальную маркированность появлением многочисленных неологизмов: от универсалий до обслуживания различных сфер человеческой деятельности. Практико-целевое видение зарождения и прогрессирования социолектов подтвердило их использование в качестве языковой игры, тайного языка как стратегического инструмента в военное время, конспиративного языка как знака принадлежности к определенной замкнутой группе и т. д. Функциональность социолектов обусловила работу над созданием, пополнением и обновлением специфических словарей. Еще один пример культурной общности лунфардо, парлаче и малеспина – это кумбия – один из популярных жанров народной музыки в Латинской Америке, зародившийся в Колумбии, но получивший признание на всем континенте. Несколько его разновидностей отражают идентичность социальных сред, для которых отдельные жанры кумбии являются характерными. Анализируемый материал выступает многогранной палитрой для дальнейших междисциплинарных исследований, актуальность которых очевидна в современных условиях и тенденциях развития международных отношений.

социальная реальность, социализация, социолект, латиноамериканский ареал, лингвовариативность, словообразование
(pdf, 0.5MB )

  1. Солнышкина М.И., Зиганшина Ч.Р., Гараева Л.М. Социолектология: современное состояние и проблемы // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. Сер. 2: Языкознание. 2014. № 4(23). С. 125–134. DOI: 10.15688/jvolsu2.2014.4.14
  2. Ерофеева Т.И. Социолект как инструмент описания языковой ситуации региона // Вестн. Перм. ун-та. Рос. и зарубеж. филология. 2010. Вып. 1(7). С. 21–25.
  3. Ю Е.Д. О социолекте лунфардо: таксон и узус // Науч. исслед. и разработки. Соврем. коммуникативистика. 2018. Т. 7, № 4. С. 56–62. DOI: 10.12737/article_5b5fff4c5860d7.52439148
  4. Бондалетов В.Д. Арго – уникальный источник изучения народного языка // Громовские чтения: сб. материалов и исслед. междунар. науч. конф., Кострома, 07–09 ноября 2016 года. Кострома: Костром. гос. ун-т, 2016. Вып. 3. С. 56–63.
  5. Partridge E.H. Slang To-Day and Yesterday. London: Routledge and Kegan Paul, 2017. 488 p.
  6. Формановская Н.И. Коммуникативный контакт. М.: Изд-во ИКАР, 2012. 200 с.
  7. Фирсова Н.М. Основные сферы и формы коммуникации, отражающие феномен национально-культурной специфики (на материале испанского языка) // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Лингвистика. 1995. № 2. С. 17–23.
  8. Rawson E.E. Estudios Gardelianos. URL: https://crgardel.blogspot.com/2008/05/nota-del-sr-enrique-espinarawson.html (дата обращения: 09.07.2022).
  9. Хаджаева Н.Х. Лингвокультурологический аспект возникновения в языке социолектной лексики // Lingua mobilis. 2011. № 6(32). С. 66–70.
  10. Vila Rubio N., Castañeda Naranjo L.S. Hacia un diccionario de parlache // Quaderni del CIRSIL. 2006. Vol. 5. P. 121–134. URL: http://amsacta.unibo.it/2722/1/Neus_Vila.pdf (дата обращения: 21.06.2022).
  11. Степанов В.Н. Провоцирование в социальной и массовой коммуникации. СПб.: Роза мира, 2008. 268 с.
  12. Кутькова А.В. Жаргон парлаче как социолингвистический феномен в испанском языке Колумбии // Древняя и Новая Романия. 2014. Вып. 13. С. 243–253.
  13. Чеснокова О.С. Испанский язык Мексики: языковая картина мира: моногр. М.: РУДН, 2006. 238 с.
  14. Никифорова С.А. Коста-риканский тайный язык «малеспин»: возникновение, эволюция, эмоциональноэкспрессивный потенциал // Филол. науки. Вопр. теории и практики. 2017. № 7-3 (73). С. 154–160.
  15. Ларикова Ю.А. Дискурс новых иммигрантов в языковом сообществе Буэнос-Айреса // Проблемы современного мира глазами молодежи: сб. науч. тр. М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2017. С. 23–32.