CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru              

о журнале

Метафтонимические проекции в цифровом мультимодальном дискурсе. С. 34–43

Версия для печати

Рубрика: Лингвистика

Скачать статью (pdf, 1MB )

УДК

81’373.612.2:81’42

DOI

10.37482/2687-1505-V273

Сведения об авторах

ВОЯКИНА Елена Юрьевна, 
кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки и профессиональные коммуникации» Тамбовского государственного технического университета. Автор 83 научных публикаций, в т. н. ч. трех монографий и 14 научных пособий
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7186-694X

Адрес: 392000, г. Москва, Россия Тамбов, ул. Советская, д. 106; электронная почта: voyackina.elena@yandex.ru

Аннотация

Настоящая статья посвящена анализу метафтонимических проекций, реализуемых малыми сюжетосодержащими дискурсивными формами (МССДФ) в цифровом мультимодальном дискурсе. Работа выполнена в русле когнитивно-дискурсивной и антропоцентрической научных парадигм. Актуальность исследования обусловлена широким распространением анализируемых дискурсивных форм, основанных на метафтонимии, в цифровом мультимодальном дискурсе и, соответственно, необходимостью изучения данных форм с точки зрения их участия в интерпретации цифровой и объективной реальности и оказания прагматического воздействия на реципиента. Материалом для анализа послужили 250 МССДФ, среди которых наиболее частотными являются интернет-мемы, отобранные методом сплошной выборки из русскои англоязычных источников новых медиа. На основании проанализированного эмпирического материала были выделены метафтонимические проекции, основанные на классификации мультимодальной метафтонимии П. Переc-Собрино. Установлено, что наиболее продуктивными метафтонимическими проекциями в сюжетах МССДФ являются параллельное метонимическое сужение в области-источнике и области-цели метафоры и метафтонимические сценарии. В ходе исследования также доказано, что метафтонимический способ концептуальной интеграции − сложный когнитивный механизм, участвующий в формировании сюжетов МССДФ, для распознавания которых требуется когнитивная нагрузка, связанная с декодированием заложенных в них компонентов. Интерпретация метафтонимически организованных МССДФ реализуется в результате когнитивного процесса осмысления семантического наполнения поликодовых структур данных дискурсивных форм, включающих элементы разных семиотических систем, обусловленных контекстуальными связями. Перспективы дальнейшего исследования усматриваются в анализе тропеической организации цифрового мультимодального дискурса с выявлением наиболее устойчивых тропеических комбинаций.

Ключевые слова

интерпретация, малые сюжетосодержащие дискурсивные формы, метафтонимическая проекция, метафтонимия, мультимодальный цифровой дискурс

Список литературы

  1. Лакофф Г., Тернер М. Более чем крутая причина: практическое руководство по поэтической метафоре. Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1989. 230 стр.
  2. Пантер К.-У., Торнбург Л. Когнитивный подход к умозаключениям в разговоре // J. Pragmat. 1998. Том. 30, № 6. С. 755–769. DOI: 10.1016/S0378-2166(98)00028-9
  3. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Яз. рус. культуры, 1999. 896 с.
  4. Барселона А. Введение: Когнитивная теория метафоры и метонимии // Метафора и метонимия на перепутье: когнитивная перспектива / под ред. А. Барселона. Берлин: Мутон де Грюйтер, 2000. С. 1–28.
  5. Радден Г. Насколько метонимичны метафоры? // Метафора и метонимия на перепутье: когнитивный взгляд / под ред. А. Барселона. Берлин: Мутон де Грюйтер, 2000. С. 93–108.
  6. Падучева Е.В. Метафора и ее родственники // Сокровенные смыслы: Слово. Текст. Культура: сб. ст. в честь Н.Д. Арутюновой / под ред. Ю.Д. Апресяна. М.: Яз. рус. культуры, 2004. С. 187–203.
  7. Гайнутдинова А.А., Илюхина Н.А. Визуальная метонимия в креолизованных рекламных текстах // XVI Королёвские чтения: сб. материалов междунар. молодеж. науч. конф., посвящ. 60-летию полета в космос Ю.А. Гагарина: в 3 т. / под ред. М.А. Шлеенкова. Самара: Самар. нац. исслед. ун-т им. С.П. Королёва, 2021. Т. 2. С. 831–832.
  8. Гуань Ш. Исследование взаимодействия мультимодальной метафоры и мультимодальной метонимии в китайских противопандемийных карикатурах // Полит. лингвистика. 2022. № 5(95). С. 213–220. DOI: 10.26170/1999-2629_2022_05_23
  9. Опарина Е.О. Метафора в дискурсе // Соц. и гуманит. науки. Отечеств. и зарубеж. лит. Сер. 6: Языкознание. Реф. журн. 2021. № 3. С. 131–141. DOI: 10.31249/ling/2021.03.10
  10. Руберт И.Б., Киселева С.В. Когнитивные механизмы метафтонимии // Когнитивные исследования языка: сб. науч. тр. в честь 70-летия В.З. Демьянкова / под ред. Н.Н. Болдырева. М.: Ин-т языкознания РАН; Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2019. Вып. 36. С. 419–426.
  11. Хахалова С.А., Третьякова Е.В. Случаи конвергенции метафоры и метонимии и функционирование метафтонимии в рекламном туристском дискурсе Германии // Филол. науки. Вопр. теории и практики. 2021. Т. 14, № 1. С. 122–126. DOI: 10.30853/phil210008
  12. Forceville C. Visual and Multimodal Metaphor in Advertising: Cultural Perspectives // Styles Commun. 2017. Vol. 9, № 2. P. 26–41.
  13. Sweetser E. Metaphor and Metonymy in Advertising: Building Viewpoint in Multimodal Multi-Space Blends // J. Pragmat. 2017. Vol. 122. P. 65–76. DOI: 10.1016/j.pragma.2017.10.012
  14. Urios-Aparisi E. Metaphor Emergence in Cinematic Discourse // Performing Metaphoric Creativity Across Modes and Contexts / ed. by L. Hidalgo-Downing, B. Kraljevic Mujic. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company, 2020. P. 97–118.
  15. Goossens L. Metaphtonymy: The Interaction of Metaphor and Metonymy in Expressions for Linguistic Action // Cogn. Linguist. 1990. Vol. 1, № 3. P. 323–340. DOI: 10.1515/cogl.1990.1.3.323
  16. Устарханов Р.И. Метафтонимия в английском языке: Интерпретационно-когнитивный анализ: дис. … канд. филол. наук. Пятигорск, 2006. 179 с.
  17. Ruiz de Mendoza F. The Role of Mapping and Domains in Understanding Metonymy // Metaphor and Metonymy at the Crossroads: A Cognitive Perspective / ed. by A. Barcelona. Berlin: Mouton de Gruyter, 2000. P. 109–132.
  18. Pérez-Sobrino P. Multimodal Metaphor and Metonymy in Advertising. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company, 2017. 232 p.
  19. Fauconnier G. Mental Spaces: Aspects of Meaning Construction in Natural Language. Cambridge: Cambridge University Press, 1994. 190 p.
  20. Терских М.В., Павчун М.Г. Специфика метафоризации в современном рекламном дискурсе: визуальный компонент // Лингвокультурология. 2014. Вып. 8. С. 164–167.