CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Символические ресурсы локальных культур в экономике впечатлений. C. 128-137

Версия для печати

: Философия

130.2:[7+304.4]

10.37482/2687-1505-V269

СОЛОВЬЕВА Анна Николаевна,
доктор философских наук, доцент, профессор кафедры всеобщей истории Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова*; ведущий научный сотрудник Российского музея центров биологического разнообразия Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики им. академика Н.П. Лавёрова Уральского отделения Российской академии наук. Автор 106 научных публикаций**
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3666-8590

*Адрес: 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17;
e-mail: annasolov@mail.ru,

 **Адрес: 163020 г. Архангельск, просп. Никольский, 20;
e-mail: annasolov@mail.ru

В условиях постиндустриального мира традиционные сообщества становятся активными участниками рыночных отношений, используя для этого механизмы капитализации материальных и символических компонентов локальных культур. Теоретическая модель «символических ресурсов» необходима для выявления общего и особенного в функционировании культурных институтов, определяющих ценность «места» в рамках экономического обмена, социальной коммуникации и художественного процесса. Концепции творческих (креативных) индустрий демонстрируют взаимную дополнительность подходов к анализу процессов коммодификации культуры, сложившихся в экономике культуры и школе культурных исследований. Междисциплинарная перспектива в изучении культурного производства предполагает его рассмотрение на уровне участников, продуктов их совместной деятельности и пространств их взаимодействия. Теория «экономики впечатления» смещает фокус с потребления готовых «продуктов» креативного бизнеса на вовлечение аудиторий в процессы личностной трансформации в локальном культурном контексте. Превращение ситуативного впечатления покупателя в устойчивую потребность культурного опыта проходит последовательные этапы, каждый из которых добавляет стоимость материальным и символическим активам территории. Модель ценностной цепочки (value chain) локализации впечатлений демонстрирует взаимовлияние создания, производства, потребления и распространения товаров и услуг, дающих зрителю возможность стать соучастником «спектакля» на «культурной сцене» территории. Специфика взаимодействия творцов, маркетологов и потребителей в каждом секторе производства «местного опыта» определяется динамикой семиотических кодов и материальной базы креативных продуктов. Сохранение традиций, которые ассоциируются с образом жизни и исторической памятью локальных сообществ, является важной частью творческих бизнесов, оперирующих на региональных, национальных и глобальных рынках. Теория артикуляции символических ресурсов территорий участниками экономики впечатления может быть полезна как для анализа инноваций в сфере творческого предпринимательства, так и для критической оценки современного состояния традиционных культур.

локальная культура, символические ресурсы, материальные ресурсы, экономика впечатления, творческие индустрии
(pdf, 0.7MB )

  1. Тросби Д. Экономика и культура / пер. с англ. И. Кушнаревой. М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2013. 256 с.
  2. Jones C., Lorenzen M., Sapsed J. Creative Industries: A Typology of Change // The Oxford Handbook of Creative Industries / ed. by C. Jones, M. Lorenzen, J. Sapsed. Oxford: Oxford University Press, 2015. P. 4–30.
  3. Hartley J., Wen W., Li H.S. Creative Economy and Culture: Challenges, Changes and Futures for the Creative Industries. SAGE Publications Ltd, 2015. DOI: 10.4135/9781473911826
  4. Careers in Creative Industries / ed. by C. Mathieu. N.Y.: Routledge, 2011. DOI: 10.4324/9780203136164
  5. Хезмондалш Д. Культурные индустрии / пер. с англ. И. Кушнаревой; под науч. ред. А. Михалевой. М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2014. 456 с.
  6. Хокинс Дж. Креативная экономика: как превратить идеи в деньги. М.: Классика-XXI, 2011. 256 с.
  7. Creative Industries and Innovation in Europe: Concepts, Measures and Comparative Case Studies / ed. by L. Lazzeretti. London: Routledge, 2012. DOI: 10.4324/9780203112571
  8. Managing Situated Creativity in Cultural Industries / ed. by F. Belussi, S. Sedita. London: Routledge, 2015. 123 p.
  9. Creative Industries and Urban Development. Creative Cities in the 21st Century / ed. by T. Flew. London: Routledge, 2014. 82 p.
  10. Gibson C. Creativity in Peripheral Places: Redefining the Creative Industries. Abingdon: Routledge, 2014. 162 p.
  11. De Beukelaer C. Developing Cultural Industries: Learning from the Palimpsest of Practice. Amsterdam: European Cultural Foundation, 2012. 192 p.
  12. Barrowclough D., Kozul-Wright Z. Creative Industries and Developing Countries: Voice, Choice and Economic Growth. London: Routledge, 2007. 352 p.
  13. Зеленцова Е., Гладких Н. Творческие индустрии: теории и практики. М.: Классика-XXI, 2010. 240 с.
  14. Шапинская Е.Н. Массовая культура: теории и практики. М.: Согласие, 2017. 386 с.
  15. Абанкина Т.В. Креативная экономика в России: новые тренды // Журн. Нов. экон. ассоциации. 2022. № 2(54). С. 221–228. DOI: 10.31737/2221-2264-2022-54-2-13
  16. Абанкина Т.В., Николаенко Е.А., Романова В.В., Щербакова И.В. Креативные индустрии в России: тенденции и перспективы развития. М.: Grey Matter, 2021. 44 с.
  17. Каверина Н.А., Гретченко А.И., Гретченко А.А. Современное развитие креативных индустрий в России (опыт столицы и регионов) // Вестн. Саратов. гос. соц.-экон. ун-та. 2019. № 1(75). С. 58–64.
  18. Замятин Д.Н. Геокультурный брендинг городов и территорий: от теории к практике. СПб.: Алетейя, 2020. 665 с.
  19. Федотова Н.Г. Символический капитал места: понятие, особенности накопления, методики исследования // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2018. № 29. С. 141–155. DOI: 10.17223/22220836/29/13
  20. Гилен П. Бормотание художественного множества. Глобальное искусство, политика и постфордизм. М.: Ad Marginem, 2016. 288 с.
  21. Бурдье П. Различение: социальная критика суждения // Экон. социология. 2005. Т. 6, № 3. С. 25–48.
  22. Power D. Culture, Creativity and Experience in Nordic and Scandinavian Cultural Policy // Int. J. Cult. Policy. 2009. Vol. 15, № 4. P. 445–460. DOI: 10.1080/10286630902893690
  23. Пайн Б.Д. II, Гилмор Д.Х. Экономика впечатлений: работа – это театр, а каждый бизнес – сцена / пер. и ред. Н.А. Ливинской. Т. 12 (Библиотека Сбера). М.: Альпина Паблишер, 2019. 330 с.
  24. The Culture of Craft: Status and Future / ed. by P. Dormer. Manchester: Manchester University Press, 1997. 242 p.