CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Общественное мнение и публичное пространство: проблема смысловой взаимосвязи в рамках системно-коммуникативного подхода. С. 103-111

Версия для печати

: Философия

13:323.2

10.37482/2687-1505-V250

САПАН Илья Евгеньевич,
аспирант кафедры социальной философии и философии истории Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 5 научных публикаций*
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8300-1679

*Адрес: 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1;
e-mail: isapan1994@gmail.com

В статье автор рассматривает два социальных феномена, а именно: общественное мнение и публичное пространство, в рамках системно-коммуникативного подхода. Актуальность данной работы обусловлена тем, что на сегодняшний день как в России, так и за ее пределами тема общественного мнения, публичности, массовых убеждений получила огромное внимание со стороны самых разных сфер общественной жизни, в частности политической, что автоматически может активировать исследовательский интерес в академической среде. Теоретической базой настоящей статьи является общая социальная теория Никласа Лумана. Цель работы – экспликация особых характеристик общественного мнения как качественно уникального пространства коммуникаций, необходимого для политической системы в целях собственного воспроизводства. Рассматривается проблема интерпретации общественного мнения, его особенности как коммуникативного феномена, а также последовательно излагается конструкт теоретических позиций Н. Лумана. Признавая особую роль средств массовой информации в качестве «актора», придающего общественному мнению различаемую форму, автор демонстрирует, что расхожая точка зрения о массмедиа как манипуляторе массовыми убеждениями является зачастую преувеличенной и даже предписанной: так, массмедиа может предлагать, даже навязывать повестку, руководствуясь стремлением создать сенсацию, но не может заставить ее всецело акцептировать. Постулируется тезис, что не только новость ищет своего читателя, но и читатель ищет свою новость. Опираясь на данные позиции, автор делает вывод, что в рамках политической системы общественное мнение является коммуникативным инструментом для принятия общеобязательных решений, а не суммой индивидуальных воззрений, демонстрируя таким образом мифологическую нагруженность понятий «демократия», «выборы» и «народная воля».

общественное мнение, публичное пространство, массмедиа, социальная система, политика, манипуляция, коммуникация, Н. Луман
(pdf, 0.5MB )

  1. Koselleck R. A Response to Comments on the Geschichtliche Grundbegriffe / ed. by H. Lehmann, M. Richter // The Meaning of Historical Terms and Concepts: New Studies on Begriffsgeschichte. Occasional Paper № 15. Washington: German Historical Institute, 1996. P. 59–70.
  2. Радина Н.К. Управление массмедийным дискурсом как функция коммуникативного кода власти // Полит. наука. 2017. № 2. С. 138–156.
  3. Хабермас Ю. Структурная трансформация публичной сферы: Исследования относительно категории буржуазного общества / пер. с нем. В.И. Иванова. М.: Весь мир, 2016. 344 с.
  4. Саликов А.Н., Жаворонков А.Г. Трансформация публичного пространства в условиях революции: взгляд из перспективы Ханны Арендт // Соц. обозрение. 2018. Т. 17, № 1. С. 9–29. DOI: 10.17323/1728-192X-2018-1-9-29
  5. Луман Н. Реальность массмедиа / пер. с нем. А.Ю. Антоновского. М.: Праксис, 2005. 256 с.
  6. Luhmann N. Die Politik der Gesellschaft. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 2000. 444 s.
  7. Luhmann N. Gesellschaftliche Komplexität und öffentliche Meinung // Luhmann N. Soziologische Aufklärung. Band 5. Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2009. S. 170−182.
  8. Бурдье П. Социология политики / пер. с фр. Е.Д. Вознесенской и др. М.: Socio-Logos, 1993. 336 с.
  9. Антоновский А.Ю. Массмедиа – трансцендентальная иллюзия реальности? // Луман Н. Реальность массмедиа / пер. с нем. А.Ю. Антоновского. М.: Праксис, 2005. С. 221–248.
  10. Luhmann N. Politische Theorie im Wohlfahrsstaat. München: Olzog, 1981. 158 s.
  11. Zolo D. Autopoïesis: Critique of a Postmodern Paradigm // Telos. 1990. Vol. 1990, № 86. P. 61–80. DOI: 10.3817/1290086061
  12. ван Дейк Т.А. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации / пер. с англ. Е.А. Кожемякина, Е.В. Переверзева, А.М. Аматова. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 344 с.
  13. Gerim G. A Critical Review of Luhmann’s Social Systems Theory’s Perspective on Mass Media and Social Media // J. Humanity Soc. 2017. Vol. 7, № 2. P. 1–24. DOI: 10.12658/human.society.7.14.M0218
  14. Meuer B. Kritische Bemerkungen zur Systemtheorie // Das Argument. 1973. Band 11/12, № 83. S. 883–908.
  15. Kieserling A. Niklas Luhmann, Zweckbegriff und Systemrationalität / ed. by K. Türk // Hauptwerke der Organisationstheorie. Opladen: Westdeutscher Verlag, 2000. S. 178–181.
  16. Guibentif P. Niklas Luhmann und die Rechtssoziologie: Gespräch mit Niklas Luhmann, Bielefeld, den 7. Januar 1991 // Z. Rechtssoziol. 2000. Band 21, № 1. S. 217–245. DOI: 10.1515/zfrs-2000-0109