CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Игровой аспект мифологии: вопрос генезиса, постановочность и опыт. С. 68-76

Версия для печати

: Философия

101.1+130.2

10.37482/2687-1505-V244

ПЕТЕВ Николай Иванович,
кандидат философских наук, доцент, старший преподаватель кафедры философии и религиоведения Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Автор 83 научных публикаций, в т. ч. трех коллективных монографий, одного учебного пособия, одного коллективного учебного пособия*
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8711-4400

*Адрес: 600000, г. Владимир, ул. Горького, д. 87;
e-mail: cyanideemo@mail.ru

Данная работа посвящена анализу и сравнению двух связанных между собой феноменов – игры и мифологии. Особое внимание было уделено практической стороне мифологии, а именно аспекту ее реализации посредством ритуалов и иных религиозных практик. Данное исследование необходимо начать с проблематики соотношения мифологии/ритуала и игрового процесса в плане их исторических трансформаций, а в частности в аспекте зависимости/производности вышеуказанных религиозных элементов от игры. Далее стоит сравнить следующие элементы, которые соответствуют структуре феномена игры и мифа/культовых действий: постановочность (показательность/наглядность), опыт, переодевание (особая роль костюма и иных атрибутов), пространство и время, участники (группа), правила, язык, канал реализации. В данной работе изучались постановочность и опыт. Целью исследования являются выявление и анализ игровых аспектов мифологии и ритуала, а также установление их зависимого или независимого отношения к игре. Основная задача – сравнительный анализ, который определит тождество или лишь аналогичность компонентов религиозной практики и игрового процесса. Для выполнения поставленных цели и задачи был применен комплекс методов: метод анализа и синтеза, историко-сравнительный метод, а также религиоведческий, культурологический и психологический подходы. Общепринятый метод сравнительного религиоведения в данном случае не применим из-за специфики одного из исследуемых объектов (игры), в отличие от общего сравнительного метода. В результате исследования автор приходит к следующим выводам: 1) не выявлено филогенетической и исторической зависимости мифологии и культовых действий от игры; 2) ритуальные практики часто имеют сходство с таким классом игр, как Mimicry, а также обладают направленностью, аналогичной paidia и ludus; 3) установлена автономность практической стороны мифологии от феномена игры; 4) выявлено особое экзистенциальное напряжение, присущее как игре, так и ритуальным практикам. Но содержание данных состояний не идентично, каждое из них обладает собственными особенностями и характеристиками. Установленные противоречия не предполагают восхождения к некому единому, которое определяло бы зависимость мифа/ритуала, делая их лишь производным от игрового процесса (формой игры).

мифология, игра, ритуал, культ, шаманизм, генезис ритуала/мифа, генезис игры, постановочность, опыт
(pdf, 0.5MB )

  1. Evangelopoulou O., Xinogalos S. MYTH TROUBLES: An Open-Source Educational Game in Scratch for Greek Mythology // Simul. Gaming. 2018. Vol. 49, № 1. P. 71–91. DOI: 10.1177/1046878117748175
  2. Prasetio Y.L., Rambito S., Yudhistira A., Aulia S.F., Chowanda A. Teaching Social Critique to Adults with a Desktop Horror Myth Game // Procedia Comput. Sci. 2018. Vol. 135. P. 624–631. DOI: 10.1016/j.procs.2018.08.224
  3. Artamonov D.S., Tikhonova S.V. Mythologization of Time in the Computer Games // 2022 Communication Strategies in Digital Society Seminar (ComSDS). St. Peterburg, 2022. P. 125–128. DOI: 10.1109/comsds55328.2022.9769161
  4. Xidakis I. Neomythology: A New Religious Mythology // Religions. 2022. Vol. 13 , № 6. Art. № 536. DOI: 10.3390/ rel13060536
  5. Отто Р. Священное: об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. 269 с.
  6. Хейзинга Й. Homo Ludens. Человек играющий: опыт определения игрового элемента культуры / сост., предисл. и пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 409 с.
  7. Элиаде М. Шаманизм и архаические техники экстаза: моногр. / отв. ред. Е.С. Новик. М.: Ладомир, 2015. 552 с.
  8. Генон Р. Кризис современного мира. М.: Эксмо, 2008. 781 с.
  9. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Акад. проект, 2010. 251 с.
  10. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. СПб.: Азбука, 2014. 316 с.
  11. Юнг К.Г. Душа и миф: Шесть архетипов. М.: Совершенство; Киев: Port-Royal, 1997. 382 с.
  12. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. 432 с.
  13. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Акад. проект, 2015. 428 с.
  14. Барт Р. Мифологии. М.: Акад. проект, 2014. 351 с.
  15. Horwitz J. Shamanic Rites Seen from a Shamanic Perspective // Scr. Instituti Donneriani Abo. 1993. Vol. 15. P. 39–52. DOI: 10.30674/scripta.67205
  16. van Löben Sels R. Shamanic Dimensions of Psychotherapy: Healing Through the Symbolic Process. London: Routledge, 2019. 256 p.
  17. England D. Soulfulness: The Marriage of Shamanic and Contemporary Psychology. London: Routledge, 2017. 282 p.
  18. Буайе П. Объясняя религию: природа религиозного мышления. М.: Альпина нон-фикшн, 2017. 496 с.
  19. Кайуа Р. Игры и люди: статьи и эссе по социологии культуры / сост., пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зенкина. М.: О.Г.И., 2007. 302 с.