CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Разрушение ауры искусства в творчестве Энди Уорхола. С. 69-79

Версия для печати

Рубрика: Философия

УДК

7.01:130.2

DOI

10.37482/2687-1505-V232

Сведения об авторах

ЯКОВЛЕВА Елена Людвиговна,
доктор философских наук, кандидат культурологии, доцент, профессор кафедры философии и социально-политических дисциплин Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова. Автор более 300 научных публикаций*

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4940-604X
*Адрес: 420110, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Московская, д. 42; е-mail: mifoigra@mail.ru

Аннотация

С ХХ века в обществе одновременно с внедрением новаций наблюдаются процессы игнорирования/ разрушения/трансформации ценностей предыдущих исторических этапов развития. Происходящие изменения неоднозначны, что заставляет обращаться к ним с целью сохранения/восстановления лучшего из прошлого. В качестве объекта исследования выбраны сфера искусства и феномен ауры художественного произведения. В работе используются феноменологический, аналитический и биографический методы. Они помогают осуществить дескрипцию феномена ауры художественного произведения, выявить некоторые основания ее появления, раскрыть причины исчезновения/трансформации в современности и рассмотреть ситуацию на основе философско-эстетический позиции и творчества представителя поп-арта Энди Уорхола. Аура представляет собой нечто трудно постижимое. Возникая в процессе творения произведения, она (нематериально) проявляется при его восприятии. Истоком появления ауры первоначально оказывается автор: благодаря его индивидуальным особенностям и творческим ресурсам рождаются уникальность и философичная поэтичность произведения. В современных условиях обращение творца к помощи техники (аудио-/видеоустройств, копировально-множительных/цифровых аппаратов) и технологий, постоянное тиражирование искусства приводят к трансформации или исчезновению ауры. На последний факт указал еще в 1936 году В. Беньямин. В качестве примера исследуется творчество Энди Уорхола, активно использовавшего при создании своих произведений технику и технологии. В итоге его полотна оказываются лишенными ауры, а их восприятие зрителями – отчужденным. Сам Уорхол, намеренно превратившись в человека-машину, не испытывал радости от процесса. Подобный анализ можно осуществить по отношению к другим видам искусства и творцам. Его результаты помогут в построении концепции ауры искусства и дескрипции данного феномена, в понимании трансформации ауры в современных произведениях, а также в поиске путей ее рождения в творческом процессе.

Ключевые слова

произведение искусства, техника и технологии, аура, воспроизведение искусства через технику и технологии, философичная поэтичность, Энди Уорхол, человек-машина
Скачать статью (pdf, 0.6MB )

Список литературы

  1. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избр. эссе. М.: Медиум, 1996. 240 с.
  2. Кривцун О.А. Аура произведения искусства: узнаваемое и ускользающее // Человек. 2010. № 2. С. 95–106.
  3. Кривцун О.А. Аура произведения искусства: узнаваемое и ускользающее // Человек. 2010. № 3. С. 107–119.
  4. Дриккер А.С., Маковецкий Е.А. Музейная аура в цифровом формате // Вестн. Томск. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2020. № 40. С. 49–58. DOI: 10.17223/22220836/40/4
  5. Бердяев Н.А. Самопознание. М.: Эксмо, 2021. 544 с.
  6. Мазаненко О.М. Эстетические корреляты творческого сознания // Вестн. Твер. гос. ун-та. Сер.: Философия. 2019. № 1(47). С. 70–80.
  7. Круглов В.Л. Художественно-поэтические начала культуры как диспозиции личности // Материали за 8-а международна научна практична конференция «Бъдещите изследвания». Т. 26. Философия. Музика и живот. София: «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2012. С. 39−47. URL: http://www.rusnauka.com/6_PNI_2012/Philosophia/4_102762.doc.htm (дата обращения: 01.07.2022).
  8. Делез Ж. Логика смысла. М.: Акад. проект, 2011. 472 с.
  9. Бодрийяр Ж. Совершенное преступление / заговор искусства. М.: РИПОЛ классик, 2019. 347 с.
  10. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ, 2009. 635 с.
  11. Беньямин В. Краткая история фотографии. М.: Ad Marginem, 2015. 176 с.
  12. Andy Warhol Interview with Gene Swenson, Art News (1963). URL: https://studylib.net/doc/8406529/andywarholinterview-with-gene-swenson--art-news--1963--aw (дата обращения: 01.07.2022).
  13. Я стану твоим зеркалом: избр. интервью Энди Уорхола (1962–1987) / под ред. К. Голдсмита. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. 431 с.
  14. Нюридсани М. Уорхол. М.: Этерна, 2019. 664 с.
  15. Руйе А. Фотография. Между документом и современным искусством. СПб.: Клаудберри, 2014. 712 с.
  16. Хоннеф К. Поп-арт. М.: Арт-родник: Taschen, 2005. 96 с.
  17. Уорхол Э., Хэкетт П. Попизм: Уорхоловские 60-е. СПб.: Амфора, 2012. 350 с.
  18. Baudrillard J. The Illusion of the End. Stanford: Stanford University Press, 1994. 123 p.
  19. Роуз Б. Американская живопись. Двадцатый век. Bookking, 1995. 175 с.
  20. Уорхол Э. Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот). М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 268 с.