CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Актуальность проблемы как жизненный опыт: феноменологический взгляд на научные публикации. C. 107–118

Версия для печати

: Философия

165.62:001

10.37482/2687-1505-V214

ЗАШИХИНА Инга Михайловна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и социологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 63 научных публикаций*
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8217-2302

Проблема подготовки научных статей к публикации в высокоиндексируемых журналах особенно остро стоит последние 5-6 лет, с тех пор как наукометрические показатели стали основными для оценки эффективности работы вузов в целом и представителей академического сообщества в частности. Несмотря на длительный срок решения проблемы, однозначного ответа или алгоритма выстраивания работы, который определил бы, что делать авторам научных статей от задумки исследования до публикации работы, так и не найдено. Автор статьи предполагает, что нужно начать с философской методологии, определяющей сущностную природу научной коммуникации. В данной работе анализируется применение метода феноменологической философии для решения обозначенной проблемы. Используются теоретические источники основателей феноменологической традиции философии и исследователей, развивающих идею интерсубъективности при передаче смыслов в коммуникации, в том числе в научной коммуникации. Кроме этого, в качестве теоретического обоснования логической организации текста исследования используется принятый в международном масштабе формат научной статьи IMRАD. Феноменологический метод подробно описывает влияние фактов биографии индивида на выстраивание процесса коммуникации. Его природа такова, что только после выстраивания общей системы референции смысл высказывания становится ясным партнерам по коммуникации. Отсюда возникает необходимость включения в коммуникативное сообщение, каким является научная статья, функциональных элементов фонового знания по исследуемой проблеме и раскрытие актуальности вопроса. Результатом работы является теоретическое обоснование необходимости соответствия текста научного исследования требованиям формата научной публикации.

феноменологическая философия, интерсубъективность, жизненный опыт, публикация научных статей, формат научной статьи, фоновое знание, актуальность исследования, научная коммуникация
(pdf, 0.5MB )

  1. Korotkina I.B. Russian Scholarly Publications in Anglophone Academic Discourse: The Clash of Tyrannosaurs // Интеграция образования. 2018. T. 22, № 2. С. 311−323. DOI: 10.15507/1991-9468.091.022.201802.311-323.

  2. Raitskaya L., Tikhonova E. Pressure to Publish Internationally: Scholarly Writing Coming to the Fore // J. Lang. Educ. 2020. Vol. 6, № 1. Р. 4−7. DOI: 10.17323/jle.2020.10631

  3. Иваницкая Е.В. Статья как элемент научной̆ коммуникации: особенности формирования научного авторитета в международном сообществе // Науч. ред. и изд. 2018. Т. 3, № 1-2. С. 44–51. DOI: 10.24069/2542-0267-2018-1-2-44-51

  4. Картушина Н.В. Теоретические аспекты оценки эффективности деятельности педагога. Критерии и показатели оценивания // Образование. Наука. Науч. кадры. 2020. № 4. С. 295–298. DOI: 10.24411/2073-3305-2020-10261

  5. Cargill M., O’Connor P. Writing Scientific Research Articles. Chichester: Wiley-Backwell, 2013. 240 p.

  6. Day R.A. How to Write and Publish a Scientific Paper. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. 228 p.

  7. Косычева М.А., Балыхин М.Г. Структура научной статьи: эмпирическое исследование // Health, Food & Biotechnology. 2019. Т. 1, № 2. С. 7−10. DOI: 10.36107/hfb.2019.i2.s270

  8. Раицкая Л.К. Теоретическая и исследовательская статьи в социально-гуманитарных дисциплинах: как преодолеть трудности восприятия западной методологии в России // Науч. ред. и изд. 2018. Т. 3, № 1-2. С. 13–25. DOI: 10.24069/2542-0267-2018-1-2-13-25

  9. Мороз О. 12 вопросов о дипломах и диссертациях. URL: https://www.youtube.com/watch?v=F6laj2fdBdY (дата обращения: 20.07.2022).

  10. Sutherland W.J., Goulson D., Potts S.G., Dicks L.V. Quantifying the Impact and Relevance of Scientific Research // PLoS ONE. 2011. Vol. 6, № 11. Art. no. e27537. DOI:10.1371/journal.pone.0027537

  11. Shaw D., Bernice S., Elger B.S. The Relevance of Relevance in Research // Swiss Med. Wkly. 2013. Vol. 143, № 19. Art. no. w13792. DOI: 10.4414/smw.2013.13792

  12. Шейпак С.А. Опубликовать научную статью: диалог автора и журнала // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 3. C. 151–167. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-3-151-168

  13. Writing Scientific Manuscripts: A Guide for Undergraduates // J. Young Investig. 2005. 44 p. URL: https://ugr.ue.ucsc.edu/sites/default/files/jyi_guide_to_scientific_writing.pdf (дата обращения: 20.07.2022).

  14. Молчанов В. Предпосылки и беспредпосылочность феноменологической философии // Логос. 1999. № 10. С. 16–28.

  15. Савин А.Э. Развитие феноменологической философии в современной России // Вопросы философии. 2015. № 1. С. 94–105.

  16. Юдин Г.Б. Феноменологическая редукция в эпистемологии социальной науки: дис... канд. филос. наук. М. 2012. 237 с.

  17. Flowerdew J., Habibie P. Introducing English for Research Publication Purposes. London: Routledge, 2021. 156 p.

  18. Короткина И. Академическое письмо: учебно-методическое пособие для руководителей школ и специалистов образования. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 184 с.

  19. Попова Н.Г., Коптяева Н.Н. Академическое письмо: Статьи IMRАD. Екатеринбург: ИФиП УрО РАН, 2015. 160 с.

  20. Методические рекомендации по подготовке и оформлению научных статей в журналах, индексируемых в международных наукометрических базах данных / Ассоц. науч. ред. и изд.; под общ. ред. О.В. Кирилловой. М.: 2017. 144 c.

  21. Oleinik A. Publication Patterns in Russia and the West Compared // Scientometrics. 2012. Vol. 93, № 2. Р. 533–551. DOI: 10.1007/s11192-012-0698-5

  22. Демина Л.А. Проблема смысла в аналитической философии // Вестн. РУДН. Сер.: Философия. 2011. № 3. С. 31–40.

  23. Фреге Г. Мысль: логическое исследование / Фреге Г. Логика и логическая семантика: сб. тр. М.: Аспект Пресс, 2000. С. 326–342.

  24. Витгенштейн Л. «Голубая книга» и «Коричневая книга» // Соврем. аналит. философия. М. 1991. Вып. 3. C. 179–190.

  25. Смирнова Н.М. Эпистемология жизненного мира: эвристический потенциал и когнитивные границы // Вопр. соц. теории. 2017. Т. IX. С. 246–254.

  26. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: Мысль, 1994. 489 c.

  27. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: введение в феноменологическую философию. СПб.: Наука, 2013. 493 с.

  28. Гуссерль Э. Картезианские размышления. М.: Наука, 2006. 315 с.

  29. Гуссерль Э. Картезианские медитации М.: Акад. проект, 2010. 229 с.

  30. Schutz A. Оn Рhenomenology and Social Relations. Chicago: University of Chicago Press, 1999. 336 p.

  31. Смирнова Н.М. Коммуникация и интерсубъективность // Философия науки и техники. 2012. № 1. С. 40–54.

  32. Порус В.Н. Рациональная коммуникация как проблема эпистемологии // Коммуникативная рациональность: эпистемол. подход. М.: ИФРАН, 2009. C. 11–24.

  33. Trinh T.P.T., Tran T., Nguyen T., Nghiem T.T., Danh N.N. Comparative Analysis of National and International Educational Science Articles in Vietnam: Evidence from the Introduction, Methods, Results, and Discussion Structure // Eur. J. Educ. Res. 2020. Vol. 9, № 3. P. 1367–1376. DOI: 10.12973/eu-jer.9.3.1367

  34. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М.: РОССПЭН, 2004. 1055 с.

  35. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социол. исслед. 1988. № 2. С. 120–136.