CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Мотив Голгофы в chapelle ardente Лотарингских принцев (1589 год). С. 15–27

Версия для печати

: История

94(44).031:[2+726]

10.37482/2687-1505-V212

ШАПОВАЛОВА Елена Владимировна, кандидат исторических наук, доцент Учебно-научного центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета. Автор 26 научных публикаций*
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9146-0760
*Адрес: 125993, Москва, Миусская площадь, д. 6, корп. 5; e-mail: e.sokhina@gmail.com

Статья посвящена поминальным церемониям в честь Лотарингских принцев, герцога Генриха де Гиза и кардинала Людовика де Гиза, убитых в Блуа по приказу короля Генриха III де Валуа, одной из особенностей которых стало создание символических «пылающих капелл» (chapelle ardente) во французских церквях. Украшение данных капелл отражало не только религиозные и политические идеи сторонников Гизов, но и изменения в религиозном искусстве, не связанные с конкретной ситуацией. Например, доминирующий мотив Голгофы, влияние которого на интерьеры французских церквей усилилось к концу XVI века в связи с решениями Тридентского собора, или триумфальные мотивы, характерные для репрезентации представителей власти в течение всего XVI века и имевшие принципиальное значение в контексте развития идей Ренессанса, а также галликанских настроений. Основными визуальными источниками для уточнения иконографии являются гравюры, как самостоятельные (ряд работ католических граверов, откликнувшихся на убийство в Блуа, и прежде всего работа Жака Лалуетта, в деталях воспроизводящая парижскую chapelle ardent), так и в виде книжных иллюстраций, и описания подобных капелл, изображения которых до нас не дошли (например, текст Пьера Матье с описанием церемонии и капеллы в Лионе). Среди основных мотивов, присутствующих в сюжете о гибели Лотарингских принцев, кроме Голгофы можно выделить подражание Христу, а также триумфальные мотивы в античной манере, характерные как для придворного искусства эпохи религиозных войн в целом, так и конкретно для дома Гизов.

французская гравюра, религиозные войны во Франции, Генрих де Гиз, Людовик де Гиз, chapelle ardente, Жак Лалуетт, Пьер Матье
(pdf, 2.8MB )

  1. Crouzet D. Les guerriers de Dieu: La violence au temps des troubles de religion, vers 1525 – vers 1610. Paris: Champ Vallon, 1990. Vol. 2. 737 p.

  2. Медведев М.Ю. «Зима Средневековья» в поздних девизах французских королей // Сред. века. М.: Наука, 2000. Вып. 61. С. 202–216.

  3. Pastoureau M. Traité d’héraldique. Paris: Picard, 1997. 407 p.

  4. Шаповалова Е.В. Imitatio Christi в сюжете «Убийство братьев Гизов в Блуа» во французской политической гравюре XVI в. // Studia Religiosa Rossica: науч. журн. о религии. 2021. № 2. С. 132–156. DOI: 10.28995/2658-4158-2021-2-132-156

  5. Шаповалова Е.В. Пирамида архиепископа Реймского: о триумфальных мотивах в репрезентации образа кардинала Карла Лотарингского (1525–1574) // Studia Religiosa Rossica: науч. журн. о религии. 2020. № 2. С. 70–85. DOI: 10.28995/2658-4158-2020-2-70-85

  6. Renouvier J. Des gravures sur bois dans les livres de Simon Vostre libraire d’Heures. Paris: Auguste Aubry, 1862. 22 p.

  7. Демидова М.А. Церемония вхождения Генриха II в Париж (1549). К вопросу о принципах формирования ренессансного образа // Вестн. Православ. Свято-Тихон. гос. ун-та. Сер. V. Вопросы истории и теории христ. искусства. 2016. № 1(21). С. 9−28. DOI: 10.15382/sturV201621.9-28

  8. Лиманская Л.Ю. Пирро Лигорио и развитие европейской археологической мысли XVI века // Вестн. Рос. гос. гуманит. ун-та. Сер.: Философия. Социология. Искусствоведение. 2018. № 2(12). С. 89–101. DOI: 10.28995/2073-6401-2018-2-89-101

  9. Ehrmann J. Antoine Caron: Peintre des fêtes et des massacres. Paris: Flammarion, 1986. 229 p.

  10. Ким Е.С. «Инструкции» Карло Борромео как приложение к декретам Тридентского собора // Вестн. Православ. Свято-Тихон. гос. ун-та. Сер. V. Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. № 29. С. 27−37. DOI: 10.15382/sturV201829.27-37

  11. Mâle É. L’art religieux du XIII siècle en France: Étude sur l’iconographie du Moyen Âge et sur ses sources d’inspiration. Paris: E. Leroux, 1898. 534 p.

  12. Хрипкова Е.А. Визуализация темы евхаристии в иконографической программе западного фасада базилики Сен-Дени XII века // Вестн. Кемер. гос. ун-та. 2013. № 1(53). С. 66−73.

  13. Уваров П.Ю. «Королевское суперинтендантство над всею Галликанской церковью». Об одном малоизвестном проекте времен Генриха II (1556) / отв. ред.: И.Н. Берговская, В.Д. Назаров, П.Ю. Уваров // На пути к государствам Нового времени: Запад и Восток Европы в конце XV−XVII веке. М., Калуга: Калуж. гос. ин-т развития образования, 2020. С. 531−554.

  14. Уваров П.Ю. Проекты реформ Галликанской церкви и «повседневного благочестия» накануне Религиозных войн // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 2: Гуманит. науки. 2021. Т. 23, № 2. С. 59–74. DOI: 10.15826/izv2.2021.23.2.025

  15. El Kenz D. Le massacre de Wassy dans le «Premier volume» de Tortorel et Perrissin (1570). La visualisation du massacre dans les premières guerres de Religion / ed. by G. Haug-Moritz, L. Schilling // Médialité et interprétation contemporaine des premières guerres de Religion. Berlin: De Gruyter Oldenbourg, 2014. P. 82−97.

  16. Десимон Р. Варфоломеевская ночь и парижская «ритуальная революция» // Варфоломеевская ночь. Событие и споры. М.: РГГУ, 2001. С. 138−189.