CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Петербург − «самый умышленный город на свете» в контексте современной петербургской мифологии. С. 88-96

Версия для печати

Рубрика: Философия

УДК

94(47).05/08:130.2

DOI

10.37482/2687-1505-V193

Сведения об авторах

МАЗАЛОВА Наталия Евгеньевна, доктор исторических наук, старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук
(Санкт-Петербург). Автор 107 научных публикаций, в т. ч. 4 монографий*
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7586-4506

*Адрес: 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 3; e-mail:mazalova.nataliya@mail.ru

Аннотация

Петербургская мифология отражает восприятие горожанами своего города, его переживание. В ста- тье она рассматривается как реплика «петербургского текста русской литературы». Автор исследует яв- ления, характерные для петербургской мифологии постмодернистского периода: неопределенность, сво- бодное цитирование, фрагментарность, гибридизация, «малая история» и др. Анализируются значения, которые вкладывают петербуржцы в ставшее крылатым выражение Ф.М. Достоевского «Петербург – самый умышленный город на свете». В представлениях о Петербурге проявляется одна из главных особенностей постмодернистского мышления, когда из различных источников – прежде всего литера- турных, а также исторических, архитектурных – складывается современная петербургская мифология. Именно поэтому для исследования избран структурно-типологический метод – сравнение новых мифо- логических мотивов с архаическими и литературными. Отмечается, что словосочетание «умышленный Петербург» петербуржцы наделяют как позитивной семантикой (нечто, заранее обдуманное, замысел, план), так и негативной (нечто «предрассудительное», ошибка, преступление). Автор анализирует связь понятия «умышленный город» с основными мифами Петербурга – мифом творения и эсхатологическим, которые неразделимы. Представления об «умышленности Петербурга» также ассоциируются с утопи- ческими идеями – созданием по воле самодержца идеального города из хаоса, на болоте, по правилам регулярного европейского градостроительства. Автор делает вывод о том, что востребованность иссле- дования понятия «умышленный Петербург» в настоящее время определяется следующим: создание и все дальнейшее существование города – потенциал для «умышленного» импульса к развитию не только Петербурга, но и всей страны.

Ключевые слова

умышленный Петербург, петербургская мифология, постмодернизм, особенности постмодернистского мышления, миф творения, эсхатологический миф, Петр I
Скачать статью (pdf, 0.5MB )

Список литературы

1. Лурье Л. Предумышленный город // Лурье Л.Я. Петербург Достоевского. Исторический путеводитель. СПб.: БХВ-Петербург, 2012. С. 6–35.
2. Топоров В.Н. Петербургский текст. М.: Наука, 2009. 820 с.
3. Бочаров С.Г. Петербургский пейзаж: камень, вода, человек // Новый мир. 2003. № 10. С. 134–141.
4. Быстров Н.Л., Полякова И.Г. Петербург как утопия: философско-семиотический этюд // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2004. № 29. С. 43–51.
5. Файбусович Э.Л. Тебе спою задушевную песню свою // География. 2003. № 20. URL: https://geo.1sept.ru/article.php?ID=200302003 (дата обращения: 20.02.2022).
6. Hassan I. The Culture of Postmodernism // Theory Cult. Soc. 1985. Vol. 2, № 3. P. 119–132.
7. Харви Д. Состояние постмодерна: Исследование истоков культурных изменений. М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2021. 576 с.
8. Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. М.: ОГИ, 2003. 296 с.
9. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Изд. группа «Прогресс» – «Культура», 1995. 624 с.
10. Достоевский Ф.М. Записки из подполья // Достоевский Ф.М. Собр. соч.: в 15 т. Т. 4. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1989. С. 452–550.
11. Мазур-Матусевич Е. Петербург как азиатский город // Электрон. филос. журн. Vox / Голос. 2013. Вып. 14. С. 1–18. URL: https://vox-journal.org/html/issues/219/223 (дата обращения: 25.03.2022). 
12. Янгфельдт Б. От варягов до Нобеля. Шведы на берегах Невы. М.: Ломоносовъ, 2010. 392 с.
13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 5-е изд., стер. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1963. 900 с.
14. Топоров В.Н. Хаос первобытный // Мифы народов мира: энцикл.: в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. М., 1997. Т. 2. К – Я. С. 585–586.
15. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб.: А-cad: АОЗТ «Талисман», 1994. 405 c.
16. Логика смысла / Ж. Делез. Theatrum philosophicum / М. Фуко; [к сб. в целом]: пер. с фр. М.: Раритет; Ека- теринбург: Деловая кн., 1998. 480 c.
17. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. XXXIVА (68): Углерод – Усилие. СПб.: Тип. Акц. О-ва Брокгауз–Ефрон, 1902. 960 с.
18. Достоевский Ф.М. Подросток // Достоевский Ф.М. Собр. соч.: в 15 т. Т. 8. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1990. С. 139–692.
19. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Рус. словари, 1996. 412 с.