Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Философия
17.021.2+141.201
10.37482/2687-1505-V184
ИЗЛУЧЕНКО Татьяна Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Сибирского федерального университета (г. Красноярск). Автор 46 научных публикаций, в т. ч. одной монографии и двух учебных пособий*
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5644-301X *Адрес: 660041, г. Красноярск, просп. Свободный, д. 79; e-mail: izluchenko@mail.ru
Статья посвящена исследованию роли архаичности в сознании религиозных экстремистов и специфики ее проявления в социальных практиках. Религиозный экстремизм является социальный феноменом, отражающим стремление к радикальному изменению социально-политического устройства на основе религиозных идей с применением или угрозой насилия. Также данным понятием идентифицируются действия, угрожающие сложившемуся социально-политическому устройству на конкретном историческом этапе и апеллирующие к священному. Религиозные убеждения в экстремистской деятельности являются второстепенными относительно политической основы, а архаичность превалирует в религиозном сознании участников. Это позволяет при минимальной разработанности религиозных положений идеологии направлять максимальные ресурсы на социально-политическую активность. Акцент делается на мифологичности: используются мифы о золотом веке и героях, вождях, которые страдают и погибают на пути его восстановления. Автор выявляет следующие архаичные элементы религиозного сознания экстремистов: персонификация окружающего мира, приемлемость насилия, жертвенность, убежденность в особой роли вождя и непосредственном участии священного, в возможности повлиять на объективные процессы. Архаичность религиозности способствует развитию группового мышления. Оно основывается на радикализованной позиции «свои-враги», противопоставлении объективной социальной реальности (как ложной) и сконструированной реальности (как истинной) и укрепляется ограниченностью критического мышления и социальной изоляцией. Религиозные экстремисты позиционируют себя как истинно верующих, которые своими действиями поддерживают миропорядок и способствуют победе добра над злом. Центральное место в экстремистской идеологии занимает священное. Оно выступает актором, способным участвовать в коммуникации и осуществлять социальный контроль, применять наказания, а также делегировать свои полномочия. Религиозные экстремисты считают свои поступки и идеи боговдохновенными, а насилие – действенным безальтернативным методом. Посредством подмены одних смыслов сведений, аналогий другими – радикализованными, альтернативной интерпретации религиозных положений формируются убеждения в религиозном превосходстве и исключительности, а политические действия отождествляются с выполнением религиозных предписаний.
архаичное сознание, религиозное сознание, священное, религиозный экстремизм, насилие, жертвенность, групповое мышление, мифологичность
|