CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Роль архаичности в сознании религиозных экстремистов: социально-философский анализ. C. 104–112

Версия для печати

: Философия

17.021.2+141.201

10.37482/2687-1505-V184

ИЗЛУЧЕНКО Татьяна Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Сибирского федерального университета (г. Красноярск). Автор 46 научных публикаций, в т. ч. одной монографии и двух учебных пособий*
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5644-301X
*Адрес: 660041, г. Красноярск, просп. Свободный, д. 79; e-mail: izluchenko@mail.ru

Статья посвящена исследованию роли архаичности в сознании религиозных экстремистов и специфики ее проявления в социальных практиках. Религиозный экстремизм является социальный феноменом, отражающим стремление к радикальному изменению социально-политического устройства на основе религиозных идей с применением или угрозой насилия. Также данным понятием идентифицируются действия, угрожающие сложившемуся социально-политическому устройству на конкретном историческом этапе и апеллирующие к священному. Религиозные убеждения в экстремистской деятельности являются второстепенными относительно политической основы, а архаичность превалирует в религиозном сознании участников. Это позволяет при минимальной разработанности религиозных положений идеологии направлять максимальные ресурсы на социально-политическую активность. Акцент делается на мифологичности: используются мифы о золотом веке и героях, вождях, которые страдают и погибают на пути его восстановления. Автор выявляет следующие архаичные элементы религиозного сознания экстремистов: персонификация окружающего мира, приемлемость насилия, жертвенность, убежденность в особой роли вождя и непосредственном участии священного, в возможности повлиять на объективные процессы. Архаичность религиозности способствует развитию группового мышления. Оно основывается на радикализованной позиции «свои-враги», противопоставлении объективной социальной реальности (как ложной) и сконструированной реальности (как истинной) и укрепляется ограниченностью критического мышления и социальной изоляцией. Религиозные экстремисты позиционируют себя как истинно верующих, которые своими действиями поддерживают миропорядок и способствуют победе добра над злом. Центральное место в экстремистской идеологии занимает священное. Оно выступает актором, способным участвовать в коммуникации и осуществлять социальный контроль, применять наказания, а также делегировать свои полномочия. Религиозные экстремисты считают свои поступки и идеи боговдохновенными, а насилие – действенным безальтернативным методом. Посредством подмены одних смыслов сведений, аналогий другими – радикализованными, альтернативной интерпретации религиозных положений формируются убеждения в религиозном превосходстве и исключительности, а политические действия отождествляются с выполнением религиозных предписаний.

архаичное сознание, религиозное сознание, священное, религиозный экстремизм, насилие, жертвенность, групповое мышление, мифологичность
(pdf, 0.6MB )

  1. Ахромеева Ю.В. Социокультурные основы религиозного экстремизма: дис. … канд. филос. наук. Воронеж: ВГАСУ, 2009. 178 c.

  2. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. 622 с.

  3. Фрейзер Дж.Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М.: Акад. проект, 2012. 854 с.

  4. Шахбанова М.М. Религиозность и религиозное поведение: теоретико-методологические подходы исследования // Caucasian Science Bridge. 2020. Vol. 3, № 1(7). Р. 29–41.

  5. Степанова Е.А. Постсекулярная религиозность: индивид versus институт // Религиоведение. 2015. № 3. С. 56–65.

  6. Колякина Е.А. Определение сущности понятия «религиозность» // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Соц. работа. Ювенология. Социокинетика. 2007. Т. 13, № 3. С. 51–55.

  7. Бреская О.Ю. Изучение религиозности: к необходимости интегрального подхода // Социол. исследования. 2011. № 12. С. 77–87.

  8. Яблоков И.Н. Религиозное сознание: специфика, уровни, репрезентации // Вопр. философии. 2018. № 2. С. 46–55.

  9. Amit S., Barua L., Kafy A.A. Countering Violent Extremism Using Social Media and Preventing Implementable Strategies for Bangladesh // Heliyon. 2021. Vol. 7, № 5. Art. № e07121. DOI: 10.1016/j.heliyon.2021.e07121

  10. Следзевский И.В. Десекуляризация мирового сообщества как источник напряженности в международных отношениях и мировой политике // Контуры глобал. трансформаций: политика, экономика, право. 2018. Т. 11, № 4. С. 30–45. DOI: 10.23932/2542-0240-2018-11-4-30-45

  11. Pretus C., Hamid N., Sheikh H., Ginges J., Tobeña A., Davis R., Vilarroya O., Atran S. Neural and Behavioral Correlates of Sacred Values and Vulnerability to Violent Extremism // Front. Psychol. 2018. Vol. 9. Art. № 2462. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.02462

  12. Лейбович О.Л. Архаичные практики в современной культуре // Культур. код. 2018. № 1. С. 40–45.

  13. Davydov S. The Chief and His Sacral Power // Wisdom. 2016. Vol. 6, № 1. P. 72–78. DOI: 10.24234/wisdom. v1i6.64

  14. Метлицкая З.Ю. Генри Мор как критик «харизматической» религиозности // Философия религии: аналит. исследования. 2020. Т. 4, № 1. С. 27–41. DOI: 10.21146/2587-683X-2020-4-1-27-41

  15. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. 144 с.

  16. Llorent-Bedmar V., Cobano-Delgado Palma V.C., Navarro-Granados M. Islamic Religion Teacher Training in Spain: Implications for Preventing Islamic-Inspired Violent Radicalism // Teach. Teach. Educ. 2020. Vol. 95. Art. № 103138. DOI: 10.1016/j.tate.2020.103138

  17. Arvisais O., Bruyère M.-H., Chamsine C., Mahhou M.А. The Educational Intentions of the Islamic State Through Its Textbooks // Int. J. Educ. Dev. 2021. Vol. 87. Art. № 102506. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2021.102506