Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Философия
130.2
10.37482/2687-1505-V186
ЧЕСНОКОВА Леся Владимировна, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры социологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. Автор 53 научных публикаций*
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4283-0443 *Адрес: 644077, г. Омск, просп. Мира, д. 55а; e-mail: L.Tchesnokova@mail.ru
В статье рассматривается телесная приватность как возможность самостоятельно определять презентацию собственного тела в публичном пространстве. Целью работы является социокультурный анализ телесного аспекта приватности и выявление его сущностных характеристик. Указывается, что отношение к телу и его публичной презентации зависит от социально-культурных норм. В европейском обществе начиная с Нового времени возрастает тенденция к самоконтролю и регуляции своих аффектов, телесные проявления и чувства выносятся «за кулисы» публичной жизни. Обнаженное тело и сексуальность принадлежат к области конвенциональных предписаний приватной сферы. Человек нуждается в сокрытии своих телесных функций, собенно в регрессивных состояниях, таких как болезнь или смерть. Невозможность скрыть некоторые части тела (private parts) и определенные телесные функции от чужих взглядов унижает человеческое достоинство. Практики телесной депривации применяются в тотальных институтах: лагерях, тюрьмах, психиатрических больницах, лишая человека ощущения безопасности и свободы. Потребность укрыться от взгляда Другого вызвана тем, что человек видит себя, исходя из чужой перспективы. Развитие самосознания индивида связано с опытом собственной телесной уязвимости, поскольку субъект предстает перед другими посредством собственного тела. Наиболее известное описание утраты детской непосредственности в восприятии собственной телесности содержится в библейском сюжете об изгнании из рая. Культура взгляда, распространенная в современном западном обществе, представляет собой отказ от сексуально коннотированного взгляда, когда обязанность по сокрытию телесности переносится от воспринимаемого к воспринимающему. Такт, уважение к телесным границам, культура взгляда являются конвенциональными современными культурными практиками, позволяющими защитить телесную приватность индивида.
телесная приватность, приватное пространство, нагота, стыд, культура взгляда, самопрезентация телесности, достоинство личности
|