Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Лингвистика
81ʼ27
10.37482/2687-1505-V182
РОДИЧЕВА Анна Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой английского языка и литературы Российского государственного гидрометеорологического университета (Санкт-Петербург). Автор 56 научных публикаций*
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8117-084X *Адрес: 192007, Санкт-Петербург, ул. Воронежская, д. 79; e-mail: annarodicheva@mail.ru
Цель статьи – описать генезис английского заимствованного макроконцепта UNIVERSITY. Поставленная цель предполагала решение следующих задач: 1) анализ этимологических и толковых словарей для определения первопризнаков (мотивирующих признаков) макроконцепта UNIVERSITY; 2) распределение обнаруженных мотивирующих признаков по тематическим блокам; 3) изучение актуальности данных признаков в языке. Научная новизна работы обусловлена тем, что мотивирующие признаки заимствованного макроконцепта UNIVERSITY не были описаны ранее. В качестве материала исследования использовано 10 словарей английского языка (3 этимологических и 7 толковых), а также веб-ресурс, содержащий афоризмы и высказывания известных людей. Точное время появления слова university в английском языке неизвестно: словари указывают период от 1250 до 1400 года. Не все изученные словари имеют статьи university: так, в «Кратком этимологическом словаре современного английского языка» Эрика Партриджа приводятся другие репрезентанты изучаемого макроконцепта. Анализ английских словарей позволил выявить в структуре макроконцепта UNIVERSITY следующие мотивирующие признаки (31), которые можно объединить в 8 групп: 1) объединение (‘ассоциация’, ‘весь/все’, ‘вместе’, ‘всеобщий’, ‘гильдия’, ‘группа’, ‘единый’, ‘классы’, ‘лица/люди’, ‘совокупность’, ‘(со)общество’, ‘общий’, ‘объединение’, ‘один’, ‘целый’); 2) Часть целого (‘отрасль’, ‘ряд’); 3) Знание (‘академический’, ‘ученые’); 4) Масштаб (‘вселенная’, ‘полный’, ‘универсальный/универсальность’); 5) Учреждение (‘колледж’, ‘корпорация’, ‘школа’); 6) Статус (‘высший’, ‘степень’); 7) Обучение (‘наука/учеба’, ‘обучение’); 8) Возможность (‘право’, ‘присуждать’). Некоторые группы признаков, обнаруженных у макроконцепта UNIVERSITY, например «Объединение» (в т. ч. признак ‘сообщество’), «Учреждение», встречаются и в словарных статьях репрезентантов таких образовательных концептов, как COLLEGE, INSTITUTION и SCHOOL. При этом макроконцепт UNIVERSITY обладает уникальными мотивирующими признаками, объединенными в группы «Масштаб» (‘вселенная’, ‘полный’, ‘универсальный/универсальность’) и «Статус» (‘высший’, ‘степень’), которые сохраняют актуальность вследствие своей функциональной значимости.
заимствованный макроконцепт, академический концепт, мотивирующие признаки, лингвокультурологический анализ, концептуальный анализ, английская языковая картина мира
|