Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Классическая и неклассическая эпистемология пещер (часть 1). С. 116–126

Версия для печати

Рубрика: Философия

УДК

[101.1/101.3:165]+551

DOI

0.37482/2687-1505-V171

Сведения об авторах

ВАРАКИН Владимир Сергеевич, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 80 научных публикаций, в т. ч. одного учебно-методического
пособия и одного учебного пособия*
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2229-0283
ОПЕНКОВ Михаил Юрьевич, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и социологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор более 100 научных публикаций, в т. ч. двух монографий (одна – в соавт.) и двух учебных пособий (одно – в соавт.)**
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1500-0401
*Адрес: 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17; e-mail: s.varakin@narfu.ru
**Адрес: 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17; e-mail: m.openkov@narfu.ru

Аннотация

Для ранних Homo естественные пещеры служили убежищем от непогоды, для неоантропов – кратковременным жилищем, а также местом отправления культа и занятия искусством. С развитием цивилизаций пещеры стали интересовать человека, уже научившегося строить свои, искусственные, «подземелья», сами по себе. Философия рассматривает пещеру либо как физически невидимый пейзаж-символ, либо как локус, объективирующий чувство непривычного, неназываемого и даже запретного. Если первый оказывается предметом классической эпистемологии пещер, то второй – предметом неклассической. В первой части настоящей статьи предпринята попытка «собрать» классическую модель, выявить ее парадигмальные особенности и охарактеризовать базовый для нее аналитический подход. С опорой на М. Хайдеггера подчеркивается, что предпосылки оформления классической эпистемологии пещер вызрели в античности: она восходит к притче «Символ пещеры» Платона из VII книги трактата «Государство». Понимая пещеру как Запредельное, авторы тем самым определяют указанный тип эпистемологии пещер как взглядиз-Запредельного. Постулируется, что умозрительная платоновская пещера выдвигает в качестве основополагающего концепта классической модели «свет непотаенного», интерпретируемый как реальность алетейи, или идеи, и противопоставляемый пустячной реальности теней. Алетейя доступна лишь верному ви́дению, поскольку ви́дение, направленное на тени, есть слепота. Переходы познающего к внеположному свету приводят к тому, что пещера перестает быть Запредельным, ибо свет оказывается пределом познания. Это позволяет считать базовым подходом для классической эпистемологии пещер катафатический. Он сопряжен с умозрительными науками, и в первую очередь с математикой. С позиции авторов статьи, ключевым измерением классической модели является спелестологическое. Оно фиксирует неизбежность возвращения познающего из идеального мира в проективный физический ввиду гравитационного воздействия пайдейи. Так классическая эпистемология пещер порождает неклассическую с ее доминирующим спелеологическим измерением.

Ключевые слова

эпистемология пещер, пещера Платона, Запредельное, свет непотаенного, алетейя, катафатика, спелестология
Скачать статью (pdf, 0.5MB )

Список литературы

  1. Дублянский В.Н. Занимательная спелеология. Челябинск: Урал LTD, 2000. 528 с.

  2. Хант У. Подземный мир: Нижние этажи цивилизации / пер. с англ. Г. Юнусовой. М.: Олимп-Бизнес, 2020. 280 с.

  3. Хайдеггер М. Что это такое – философия? / пер. с нем. Е.В. Ознобкиной // Вопр. философии. 1993. № 8. С. 113–123. URL: http://ec-dejavu.ru/p/Philosophy.html (дата обращения: 14.07.2021).

  4. Соколов А. Мифы об эволюции человека. 4-е изд. М.: Альпина нон-фикшн, 2019. 506 с.

  5. Хейзен Р. История Земли: От звездной пыли – к живой планете: первые 4 500 000 000 лет / пер. с англ. Т. Казаковой. 4-е изд. М.: Альпина нон-фикшн, 2018. 346 с.

  6. Полякова О.Л. Античный миф о пещере в контексте европейской культурной традиции // Вестн. Нижегор. ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 6(2). С. 292–295.

  7. Романов А. Возвращение в пещеру: о методе «более долгого пути» в Государстве VI–VII // Платоновский сборник. Т. I / ред.: И.А. Протопопова, О.В. Алиева, А.В. Гараджа, А.А. Глухов, А.В. Михайловский, Р.В. Светлов. М.; СПб.: РГГУ–РХГА, 2014. С. 160–193.

  8. Козырьков В.П. Символ пещеры в философии дома Платона и Пастернака // Филос. науки. 2014. № 10. С. 68–83.

  9. Медведева О.А. Иллюзия: пещерная жизнь или бегство от реальности. Символизм Платона и фантастический реализм Мирчи Элиаде // Вестн. Рус. христиан. гуманит. акад. 2010. Т. 11, № 4. С. 68–73.

  10. Ferrara A. Sideways at the Entrance of the Cave: A Pluralist Footnote to Plato // Philos. Soc. Crit. 2019. Vol. 45, № 4. P. 390–402. DOI: 10.1177/0191453719838009

  11. Михайловский А. Философия как эзотерическое знание: к интерпретации притчи о пещере у М. Хайдеггера // Платоновский сборник. Т. II / ред.: И.А. Протопопова, О.В. Алиева, А.В. Гараджа, А.А. Глухов, А.В. Михайловский, Р.В. Светлов. М.; СПб.: РГГУ–РХГА, 2014. С. 410–437.

  12. Борисов С.В. Философская практика в «платоновской пещере» // Философия и культура. 2017. № 8. С. 115–127. DOI: 10.7256/2454-0757.2017.8.23648

  13. Назаров С.П. К туманным и мглистым вершинам, или Вниз в сияющие пещеры? // Реальность. Человек. Культура: мыслитель в современном мире: материалы Всерос. науч. конф. (Омск, 16 ноября 2018 г.) / отв. ред. Л.К. Нефедова. Омск: Омск. гос. пед. ун-т, 2018. С. 95–98.

  14. Иванов А.В. Сектантские пещеры современной философии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7: Философия. 2017. № 1. С. 3–12.

  15. Миронов В.В. Цифровая пещера как возможный вектор развития культуры // Мировое развитие: проблемы предсказуемости и управляемости: XIX Междунар. Лихачев. науч. чтения (С.-Петербург, 22–24 мая 2019 г.) / науч. ред.: А.С. Запесоцкий, Е.А. Кайсаров, А.П. Марков, Е.Г. Хольнова, З.Н. Каландаришвили, Г.М. Бирженюк. СПб.: СПбГУП, 2019. С. 183–186.

  16. Миронов В.В. Платон и современная пещера big-data // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Философия и конфликтология. 2019. Т. 35, вып. 1. С. 4–24. DOI: 10.21638/11701/spbu17.2019.101

  17. Миронов В.В. Погружение в дигитальную пещеру Платона? / предисл. Э.В. Дряевой // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7: Философия. 2020. № 6. С. 80–94.

  18. Столетов А.И. Цифровая пещера нашего времени // Философия и культура информационного общества: тезисы 8-й междунар. науч.-практ. конф. (С.-Петербург, 20–22 ноября 2020 г.). СПб.: ГУАП, 2020. С. 175–177.

  19. Долотов Ю.А. Спелеология и спелестология: взаимосвязь и развитие наук // Спелеология и спелестология: материалы X Междунар. науч. конф. / редкол.: А.А. Гунько [и др.]. Набережные Челны: НГПУ, 2019. С. 112–114.

  20. Афшорди Н., Манн Р., Пурхасан Р. Черная дыра в начале времен / пер. О.С. Сажиной // В мире науки. 2014. № 10. С. 6–14.

  21. Казютинский В.В. Платон и современная космология // Эпистемология & философия науки. 2010. Т. XXVI, № 4. С. 167–176.

  22. Поройков С.Ю. Космос Платона как физико-математическая модель Вселенной // Метафизика. 2013. № 2(8). С. 147–161.

  23. Павленко А.Н. Сосуществование Вселенной и человека: от квантовой космологии к антропологии и обратно // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Философия. 2013. № 4. С. 7–24.

  24. Нестерук А. Космология Платона и платонизм в современной космологии // Платон. исследования. 2018. Т. 9, № 2(9). С. 205–228. DOI: 10.25985/PI.9.2.15

  25. Сарамаго Ж. Пещера: роман / пер. с португ. А. Богдановского. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2020. 352 с.

  26. Платон. Государство / пер. А.Н. Егунова // Платон. Собр. соч.: в 4 т. Т. 3 / пер. с др.-греч.; общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи; авт. вступ. ст. и ст. в примеч. А.Ф. Лосев; примеч. А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994. С. 79–420.

  27. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления / сост., пер. с нем., вступ. ст., коммент. и указ. В.В. Бибихина. М.: Республика, 1993. С. 345–361.

  28. Краусс Л. Почему мы существуем? Величайшая из когда-либо рассказанных историй / пер. с англ. Н. Лисовой. М.: Альпина нон-фикшн, 2019. 420 с.

  29. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук / пер. Н.А. Федорова // Бэкон Ф. Соч.: в 2 т. 2-е изд., испр. и доп. Т. 1 / сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Л. Субботина. М.: Мысль, 1977. С. 81–522.

  30. Popova M. How to Build a Universe: Philip K. Dick on Reality, Media Manipulation, and Human Heroism // Brain Pickings. 2013. URL: https://www.brainpickings.org/2013/09/06/how-to-build-a-universe-philip-k-dick/ (дата обращения: 10.08.2021).

  31. Луман Н. Медиа коммуникации / пер. с нем. А. Глухова, О. Никифорова. М.: Логос, 2005. 280 с.

  32. Митлянская М.Б. Понимание истины в бытийной истории Мартина Хайдеггера // Финиковый компот. 2019. № 14. С. 115–124. DOI: 10.24411/2587-9308-2019-00017

  33. Зиммель Г. Созерцание жизни. Четыре метафизические главы / пер. М.И. Левиной и А.М. Руткевича // Зиммель Г. Избранное: в 2 т. Т. 2. Созерцание жизни / пер. с нем.; сост. С.Я. Левит, Л.В. Скворцов. М.: Юрист, 1996. С. 7–185.

  34. Сарамаго Ж. Слепота: роман / пер. с португ. А. Богдановского. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. 352 с.

  35. Penrose R. Shadows of the Mind. A Search for the Missing Science of Consciousness. Oxford: Oxford University Press, 1994. 457 p.

  36. Penrose R. The Road to Reality. A Complete Guide to the Laws of the Universe. London: Jonathan Cape, 2004. 1094 p.

  37. Kushakov V. Philosopher in a Cave: Eremitism as a Form of Practical Philosophizing in the Period of Kievan Rusʼ // Russ. Stud. Philos. 2000. Vol. 38, № 4. P. 18–33. DOI: 10.2753/RSP1061-1967380418