CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Латентная клерикализация государственно-конфессиональных отношений в Беларуси: формы и перспективы. С. 107–115

Версия для печати

: Философия

130.2

10.37482/2687-1505-V172

ДОЛИН Вячеслав Александрович, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Белгородского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации имени И.Д. Путилина. Автор 122 научных публикаций*
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7106-0623
*Адрес: 308024, г. Белгород, ул. Горького, д. 71; e-mail: v.a.dolin@mail.ru

«Религиозный ренессанс» в постиндустриальном обществе порождает клерикализацию государственно-конфессиональных отношений как расширение влияния одного или нескольких религиозных объединений. Наряду с явной, существует латентная клерикализация – результат действия нейтральных по отношению к положению религии в государстве событий и процессов общественной жизни. Цель статьи – выделение форм латентной клерикализации и осмысление ее перспектив в контексте развития государственно-конфессиональных отношений в Беларуси. Актуальность исследования обусловлена территориальной и культурной близостью данного государства с Россией. В статье выделено три формы латентной клерикализации, характерные для Беларуси: привлечение традиционных конфессий к противодействию деструктивным нетрадиционным культам на основе религиозно-нейтральной концепции духовной безопасности; включение в Конституцию Республики Беларусь религиозно-нейтрального понятия «духовное наследие» и наполнение его клерикальным содержанием в профильном законе; постепенное расширение влияния православной церкви через увеличение количества преподавателей-теологов в сфере образования. Для оценки перспективы латентной клерикализации рассмотрено три сценария развития государственно-конфессиональных отношений в Беларуси: «плавной клерикализации», «инерции секулярности» и «лавинообразной клерикализации». Сценарий «плавной клерикализации» основан на механизмах латентной клерикализации и может обеспечить постепенный переход к конкордатной модели. Для сценария «инерции секулярности» характерно сохранение секулярного общества, переход к конкордатной модели в его рамках невозможен. Сценарий «лавинообразной клерикализации» обеспечивает быстрый переход к конкордатной модели как следствие резкого изменения социально-экономической или политической обстановки. По убыванию вероятности реализации в Беларуси автором выстроена следующая последовательность сценариев: «инерция секулярности» – «плавная клерикализация» – «лавинообразная клерикализация». Особенности динамики религиозности населения и этноконфессиональных отношений в Беларуси дают основания прогнозировать невысокую эффективность латентной клерикализации и низкую вероятность перехода к конкордатной модели в краткосрочной перспективе.

латентная клерикализация, государственно-конфессиональные отношения, Беларусь, конкордатная модель, постсекулярное состояние общества, сценарий «инерции секулярности», сценарий «плавной клерикализации», сценарий «лавинообразной клерикализации»
(pdf, 0.5MB )

  1. Tschuy T. Ethnic Conflict and Religion: Challenge to the Churches. Geneva: WCC Publications, 1997. 160 p.

  2. Fox J. Ethnoreligious Conflict in the Late Twentieth Century: A General Theory. Lanham: Lexington, 2002. 261 p.

  3. Schlee G. Wie Feindbilder entstehen: Eine Theorie religiöser und ethnischer Konflikte. Műnchen: C.H. Beck, 2006. 224 s.

  4. Gauchet M. The Disenchantment of the World: A Political History of Religion. Princeton: Princeton University Press, 1997. 272 p.

  5. The Desecularisation of the Worlds: Resurgent Religion and World Politics / ed. by P.L. Berger. Washington: Erdmans, 1999. 143 p.

  6. Taylor C. A Secular Age. Cambridge: Belknap Press of Harvard University Press, 2007. 874 p.

  7. Habermas J. Glauben und Wissen: Friedenspreis des Deutschen Buchhandels 2001. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 2001. 57 s.

  8. Казанова Х. Размышляя о постсекулярном: три значения «секулярного» и три возможности выхода за его пределы // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. Т. 36, № 4. С. 143–174. DOI: 10.22394/2073-7203-2018-36-4-143-174

  9. Чернова Э.Р., Данилова А.А. К вопросу о процессе клерикализации и месте религии в современном российском обществе // Соврем. науч. исследования и разработки. 2018. № 6(23). С. 723–725.

  10. Денисова Л.В., Морозов А.А. Общественно-политическая активность религиозных объединений: клерикализация и секуляризация // Вестн. Забайк. гос. ун-та. 2021. Т. 27, № 9. С. 55–64. DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-9-55-64

  11. Карасева С.Г., Шкурова Е.В. Религиозная ситуация в современной Беларуси: основные характеристики и проблемы изучения // Филос. науки. 2016. № 7. С. 141–148.

  12. Круглова Г.А. Государственно-конфессиональные отношения в современной Беларуси // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2017. № 3. С. 201–210.

  13. Щёкин Н.С. Диалог церкви и государства в контексте инновационного развития современного белорусского общества // Журн. Белорус. гос. ун-та. Философия. Психология. 2018. № 1. С. 53–58.

  14. Безнюк Д.К. Кризис веры или вера кризиса // Журн. Белорус. гос. ун-та. Социология. 2020. № 2. С. 124–128. DOI: 10.33581/2521-6821-2020-2-124-128

  15. Шкурова Е.В. Опыт исследований религиозности в белорусской среде: социологические подходы // Журн. Белорус. гос. ун-та. Социология. 2019. № 2. С. 139–148.

  16. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). URL: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/ (дата обращения: 04.12.2021).

  17. О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях»: закон Республики Беларусь от 31 октября 2002 г. № 137-З. URL: https://belzakon.net/Законодательство/Закон_РБ/2002/1161 (дата обращения: 04.12.2021).

  18. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. № 2875-XII: первоначальная редакция. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Конституция_Республики_Беларусь/Первоначальная_редакция (дата обращения: 04.12.2021).

  19. Курилов В.А. Понятия секты, религиозного экстремизма и клерикализма в отечественных исследованиях второй половины ХХ – начала ХХI в. // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2015. Т. 2, № 2. С. 221–229.

  20. Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью (Минск, 12 июня 2003 г.). URL: http://exarchate.by/resource/Dir0009/Dir0015/index.html (дата обращения: 04.12.2021).

  21. Яровой А., Яровая И.М. Грузинский конкордат и система конкордатного права // Тр. Белгор. православ. дух. семинарии (с миссионер. направленностью). 2016. № 4. С. 121–126.

  22. Щёкин Н.С. Диалог церкви и государства: современные формы взаимодействия // Вестн. Полоц. гос. ун-та. Сер. Е: Пед. науки. 2018. № 7. С. 128–135.