CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Опыт подготовки ремесленных кадров в общеобразовательных заведе- ниях Российской империи в конце XIX – начале XX века (на материалах Архангельской губернии). С. 37–47

Версия для печати

: История

94(47).08:377.35

10.37482/2687-1505-V166

ХРОМЦОВА Татьяна Валерьевна, аспирантка кафедры отечественной истории Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 4 научных публикаций*
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7261-1324
*Адрес:163002, г. Архангельск, просп. Ломоносова, д. 2; e-mail: khromtsovat@mail.ru

Статья посвящена истории становления в России системы профессионального образования. До конца XIX века в стране не было целостной системы подготовки профессиональных кадров, поэтому для распространения специальных знаний во второй половине XIX – начале ХХ века использовались ремесленные отделения и классы при общеобразовательных заведениях. Они открывались по мере необходимости по инициативе частных лиц и местных обществ. С самого начала отношение к этому явлению со стороны практикующих педагогов было противоречивым – не все разделяли идею объединения общеобразовательной и профессиональной школ. Ситуацию затрудняло и то, что не существовало определенного единообразия в организации и содержании обучения в таких заведениях. Автор рассматривает особенности законодательного обеспечения работы ремесленных отделений при общеобразовательной школе, анализируя правительственные документы, регламентировавшие их деятельность. На примере учебного заведения, открытого в д. Вонга Пинежского уезда Архангельской губернии, показано, каким образом в дореволюционной российской провинции были реализованы основные пункты указанных правительственных документов. Автор исследует принципы финансирования ремесленных отделений, приводит статистические данные об их открытии в стране и в Архангельской губернии. Перечислены трудности, с которыми они сталкивались, показано отношение местного населения к обучению детей ремеслам. Автор приходит к выводу, что ремесленные отделения в общеобразовательных школах, несмотря на все проблемы и противоречия, связанные с их работой, позволили при весьма незначительных финансовых расходах со стороны государственного и местного бюджетов подготовить немалое число ремесленников, востребованных на рынке труда.

история профессионального образования в России, общеобразовательные заведения Российской империи, городское училище, сельское училище, ремесленное отделение, ремесленный класс, Архангельская губерния
(pdf, 0.5MB )

  1. Веселов А.Н. Низшее профессионально-техническое образование в РСФСР: (Очерки по истории профтехобразования). М.: Трудрезервиздат, 1955. 327 с.

  2. Кузьмин Н.Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1971. 280 с.

  3. История профессионального образования в России / под науч. ред. С.Я. Батышева [и др.]. М.: Проф. образование, 2003. 663 с.

  4. Синицына П.Т. Развитие народного образования на Европейском Севере (досоветский период). Архангельск: Изд-во Помор. междунар. пед. ун-та им. М.В. Ломоносова, 1996. 142 с.

  5. Заозерская С.В., Буторина Т.С. Развитие женского образования на Архангельском Севере во второй половине XIX – начале XX веков: моногр. Архангельск: Изд-во АГТУ, 2007. 163 с.

  6. Мосягина С.Ю. Профессиональное образование на Европейском Севере России: вторая половина XIX – начало XX века: моногр. Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. 95 с.

  7. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX – начало ХХ в. / отв. ред. Э.Д. Днепров. М.: Педагогика, 1991. 446 с.

  8. Положение о реальных классах при учебных заведениях Министерства народного просвещения от 29 марта 1839 года // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т. 2: Царствование императора Николая I, 1825–1855. Отделение 1, 1825–1839. СПб., 1864. Cтб. 1164–1167.

  9. Корф Н.А. Наши педагогические вопросы / соч. барона Н.А. Корфа. Т. 1, вып. 1. М., 1882. 410 с.

  10. Келлер А.В. Становление и развитие ремесленного образования в Санкт-Петербурге XVIII – начала XX в. // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 2: Гуманит. науки. 2014. № 3(130). С. 227–240.

  11. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т. 5: Царствование императора Александра II, 1871–1873. СПб., 1877. 2258 стб., 53, [1] с., 30, 30 стб., [1] л. портр.

  12. Пругавин А.С. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию. СПб., 1898. [4], XXII, 785 с.

  13. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т. 10: Царствование императора Александра III, 1885–1888 годы. СПб., 1894. 1490, 130 стб., [4] с.

  14. Гос. арх. Арханг. обл. (ГААО). Ф. 61. Оп. 1. Д. 800.

  15. Рос. гос. ист. арх. Ф. 741. Оп. 1. Д. 220.

  16. ГААО. Ф. 61. Оп. 4. Д. 35.

  17. ГААО. Ф. 61. Оп. 4. Д. 22.

  18. Устав Вонгского крестьянского ремесленного училища Архангельской губернии, Пинежского уезда // Арханг. губ. вед. 1873. № 83. С. 2–3.

  19. Хромцова Т.В. История ремесленного училища в д. Вонга Пинежского уезда Архангельской губернии (1873–1909 гг.) по материалам газеты «Архангельские губернские ведомости» // Ars Historica. Вып. 10. Архангельск: Кира, 2018. С. 114–121.

  20. Отчет Вонгского приходского Попечительства за 1878 г. // Арханг. губ. вед. 1879. № 41. С. 3.

  21. ГААО. Ф. 61. Оп. 1. Д. 669а.

  22. Настольная книга по народному образованию: законы, распоряжения, правила, инструкции, уставы, справочные сведения и пр. по школьному и внешкольному образованию народа: пособие для земских и городских общественных учреждений... и др. деятелей по народному образованию: [в 4 т.] / сост. Г. Фальборком и В. Чарнолуским. Т. 4, доп.: Систематический свод новых постановлений, распоряжений, справочных сведений и т. д., составляющих продолжение томов 1–3, с присоединением двух новых отделов: «Дошкольное образование», «Школьная гигиена, санитария и архитектура» / сост. В. Чарнолуский. СПб., 1911. IV, 760 с.

  23. ГААО. Ф. 61. Оп. 1. Д. 1954.

  24. ГААО. Ф. 61. Оп. 1. Д. 2071.

  25. Извлечение из Всеподданнейшего отчета министра народного просвещения за 1892 г. СПб., 1897. VIII, 342, 61 с.