Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: История
94(47).084:656.61
10.37482/2687-1505-V161
БРОННИКОВ Виталий Леонидович, аспирант кафедры исторического регионоведения Санкт-Петербургского государственного университета, научный сотрудник филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге – «Ледокол “Красин”». Автор 9 научных публикаций, в т. ч. одной монографии*
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-2345-6789 *Адрес: 199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5; e-mail: V-Bronnikov12@yandex.ru
В статье предпринимается попытка реконструкции трудовой биографии одного из выдающихся капитанов советского ледокольного флота Бориса Николаевича Макарова. До настоящего времени биография Б.Н. Макарова, в отличие от его известных современников – представителей первого поколения советских полярных капитанов (П.А. Пономарёва, М.П. Белоусова, В.И. Воронина, А.П. Мелехова и др.), не была исследована. Между тем его жизненный путь оказался весьма характерным для периода создания советского ледокольного флота. В работе прослеживается весь трудовой путь Б.Н. Макарова: юнга, матрос, штурман, старший помощник, капитан. На основе документов личного фонда капитана восстановлена хронология его работы более чем на 15 судах, среди которых ледоколы и ледокольные пароходы. В исследовании показана выдающаяся роль Б.Н. Макарова в освоении Арктики в предвоенный период (экспедиция по спасению ледокольного парохода «Г. Седов») и во время Великой Отечественной войны (работа на трассе Северного морского пути на ледокольном пароходе «Монткальм», сквозное прохождение трассы в 1943–1944 годах), в послевоенных передислокациях частей советского Военно-морского флота в рамках экспедиций особого назначения. Отмечено, что капитан удостоен высших наград страны, среди которых ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды. Воссозданный ход трудовой жизни Б.Н. Макарова дополняет ряд широко известных биографий советских ледовых капитанов, героев освоения Арктики. В работе приведены уточненные данные по времени модернизации ледокола «Ермак» в Антверпене, а также новые подробности послевоенных экспедиций особого назначения по переводу больших соединений кораблей между флотами, в двух из которых (ЭОН-71 в 1961–1962 годах и ЭОН-73 в 1963 году) также принимал участие Б.Н. Макаров. Статья написана на основе раннее не вводившихся в научный оборот материалов фондов филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге «Ледокол “Красин”».
Б.Н. Макаров, ледокольный флот СССР, ледокол «Красин», ледокол «Ермак», Главсевморпуть, экспедиции особого назначения, Северный морской путь, советские полярные капитаны
|