CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Трудовой путь капитана советского ледокольного флота Б.Н. Макарова. С. 5–15

Версия для печати

: История

94(47).084:656.61

10.37482/2687-1505-V161

БРОННИКОВ Виталий Леонидович, аспирант кафедры исторического регионоведения Санкт-Петербургского государственного университета, научный сотрудник филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге – «Ледокол “Красин”». Автор 9 научных публикаций, в т. ч. одной монографии*
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-2345-6789
*Адрес: 199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5; e-mail: V-Bronnikov12@yandex.ru

В статье предпринимается попытка реконструкции трудовой биографии одного из выдающихся капитанов советского ледокольного флота Бориса Николаевича Макарова. До настоящего времени биография Б.Н. Макарова, в отличие от его известных современников – представителей первого поколения советских полярных капитанов (П.А. Пономарёва, М.П. Белоусова, В.И. Воронина, А.П. Мелехова и др.), не была исследована. Между тем его жизненный путь оказался весьма характерным для периода создания советского ледокольного флота. В работе прослеживается весь трудовой путь Б.Н. Макарова: юнга, матрос, штурман, старший помощник, капитан. На основе документов личного фонда капитана восстановлена хронология его работы более чем на 15 судах, среди которых ледоколы и ледокольные пароходы. В исследовании показана выдающаяся роль Б.Н. Макарова в освоении Арктики в предвоенный период (экспедиция по спасению ледокольного парохода «Г. Седов») и во время Великой Отечественной войны (работа на трассе Северного морского пути на ледокольном пароходе «Монткальм», сквозное прохождение трассы в 1943–1944 годах), в послевоенных передислокациях частей советского Военно-морского флота в рамках экспедиций особого назначения. Отмечено, что капитан удостоен высших наград страны, среди которых ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды. Воссозданный ход трудовой жизни Б.Н. Макарова дополняет ряд широко известных биографий советских ледовых капитанов, героев освоения Арктики. В работе приведены уточненные данные по времени модернизации ледокола «Ермак» в Антверпене, а также новые подробности послевоенных экспедиций особого назначения по переводу больших соединений кораблей между флотами, в двух из которых (ЭОН-71 в 1961–1962 годах и ЭОН-73 в 1963 году) также принимал участие Б.Н. Макаров. Статья написана на основе раннее не вводившихся в научный оборот материалов фондов филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге «Ледокол “Красин”».

Б.Н. Макаров, ледокольный флот СССР, ледокол «Красин», ледокол «Ермак», Главсевморпуть, экспедиции особого назначения, Северный морской путь, советские полярные капитаны
(pdf, 0.5MB )

  1. Макаров С.О., Кузнецов Н.А., Долгова С.В. Ледокол «Ермак»: [сб.] / [под общ. ред. П.В. Боярского]. М.: Паулсен, 2010. 633 с.

  2. Химаныч О.Б. MONTCALM – арктический ковчег. Первый заказ завода № 893 – северодвинской «Звездочки». Северодвинск: АО «ЦС “Звездочка”», 2017. 256 с.

  3. Старков А.Л. …И далее везде. М.: Совет. писатель, 1985. 463 c.

  4. Панов Н. Океанский блокнот (Вокруг Скандинавии на «Сибирякове») // Наш современник: лит.-худ. и обществ.-полит. альм. 1948. № 1. С. 481–507.

  5. Папанин И.Д. Лед и пламень. М.: Политиздат, 1977. 416 с.

  6. Андриенко В.Г. Ледокольный флот России, 1860-е – 1918 гг. М.: Paulsen: Европ. издания, 2009. 531 с.

  7. Кононович Г.О. История «Ермака». М.: Мор. транспорт, 1958. 129 с.

  8. Дремлюг В.В., Филин П.А., Емелина М.А., Савинов М.А. Ледокол «Красин» в истории изучения и освоения Арктики // Труды научно-исследовательского отдела Института военной истории. Т. VI, кн. 2: Север России в военно-морском и экономическом отношениях. СПб.: Политехника-сервис, 2013. С. 203–260.

  9. Емелина М.А. Ледокол «Красин»: некоторые аспекты модернизации // Полярные чтения на ледоколе «Красин» 2013–2014: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, ледокол «Красин», 1 ноября 2013 г. и 29–30 апреля 2014 г.). М.: Паулсен, 2015. Т. I. С. 175–183.

  10. Красавцев Л.Б. Морской транспорт Европейского Севера России (1918–1985). Проблемы развития и модернизации: моногр. Архангельск: Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2003. 318 с.

  11. Карепова В.И. Капитаны «Ермака» // Арктич. звезда. 2009. 29 марта.

  12. Карепова В.И. На румбе – Арктика. История Мурманского морского пароходства в событиях и лицах. Мурманск: Кн. изд-во, 2014. 288 с.

  13. Кузнецов Н.А. Полярные капитаны российского и советского флота. М.: Паулсен, 2014. 31 с.

  14. Дмитриев А.А., Горбунов Ю.А., Соколов В.Т. История мореплавания по трассе Северного морского пути в XX и начале XXI века: в 3 т. СПб.: Мор. энцикл., 2015. Т. I: Состояние народного хозяйства Крайнего Севера и трассы Северного морского пути с предвоенного периода до 1967 г. 350 с.

  15. Шуан Е. В Аргентину на паруснике «Товарищ». М.; Л.: Гос. изд-во, 1928. 267 с.

  16. Лухманов Д.А. 20000 миль под парусами. М., 1936. 141 с.

  17. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1940 г. «О награждении орденами и медалями СССР экипажа ледокола “Иосиф Сталин”» // Совет. Арктика. 1940. № 2. С. 11–12.

  18. Платонов А.В. Борьба на арктических коммуникациях 1941–1945. СПб.: Роза ветров, 2012. Ч. 1. 617 с.

  19. Папанин И.Д. С именем Сталина! // Полярники в Отечественной войне. [М.]: Изд-во Главсевморпути, 1945. С. 1–18.