Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Философия
141.131+129
10.37482/2687-1505-V160
ОБИДИНА Юлия Сергеевна, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры истории древнего мира и средних веков Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Автор 177 научных публикаций, в т. ч. 9 монографий (5 авторских, 4 коллективных), 7 учебных пособий*
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1133-5733 *Адрес: 603005, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 2; e-mail: basiley@mail.ru
Статья посвящена сравнительному анализу смысловых соответствий орфических идей о посмертной участи души и философских взглядов Платона. Представлен обзор ведущих исследовательских концепций орфизма, проанализированы их сильные и слабые стороны в свете появления новых археологических данных. В качестве методологической платформы избрана точка зрения максималистов, согласно которой культ Орфея можно проследить исторически и идентифицировать его принципы и практики. За основу принята позиция, что мистические культы (включая орфизм) являются организованной культовой системой, широко распространившейся во всем Средиземноморье. Анализ письменных, археологических и эпиграфических данных свидетельствует о том, что система взглядов Платона о бессмертии души представляет собой теоретическую экспликацию «метафизических» доктрин орфических мистерий. Доказано, что Платон, используя орфические формулы в своих диалогах, передавал орфические ритуальные традиции через свои философские сочинения. Кроме того, показано, что Платон применил орфический миф для объяснения феноменальных и ноуменальных вопросов, таких как природа и посмертная судьба души. Сделан вывод о том, что реконструкция доктрины орфической традиции возможна благодаря систематическому использованию Платоном орфических формул, данный факт также указывает на целостность орфического учения. Платон не просто использовал язык мистерий, на его основе он разработал собственную систему обучения орфическим обрядам. Это была своего рода научная методология, объясняющая орфическое учение с помощью диалектического метода Сократа. Таким образом, дальнейшее изучение взглядов Платона на посмертную судьбу души позволит пролить свет на орфическое учение в частности и мистические культы в целом.
Для цитирования: Обидина Ю.С. Орфический миф о посмертной судьбе души в философии Платона // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2022. Т. 22, № 1. С. 111–118. DOI: 10.37482/2687-1505-V160
орфизм, Орфей, доктрина Платона, орфические тексты, орфический культ, орфическая доктрина, бессмертие души
1. Hermann G. Orphicа. Lipsiae: C. Fritsch, 1805. 952 р. 2. Kern O. Orphicorum Fragmenta. Berlin: Weidmann, 1922. 418 р. 3. Graf F., Johnston S.I. Ritual Texts for the Afterlife: Orpheus and the Bacchic Gold Tablets. New York: Routledge, 2007. 257 р. 4. Жмудь Л.Я. Орфический папирус из Дервени // Вестн. древ. истории. 1983. № 2. С. 118–139. 5. Русяева А.С. Орфизм и культ Диониса в Ольвии // Вестн. древ. истории. 1978. № 1. С. 87–104. 6. West M.L. The Orphics of Olbia // Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik. Bonn: Rudolf Habelt, 1982. № 45. Р. 17–29. 7. Zhmud’ L. Orphism and Graffiti from Olbia // Hermes. 1992. Vol. 120, № 2. Р. 159–168. 8. Bernabé A. Poetae epici Graeci: testimonia et fragmenta. Pars II. Orphicorum et Orphicis similium testimonia et fragmenta. Fasciculus I. Leipzig: K.G. Saur, 2004. 394 р. 9. Платон. Диалоги. URL: https://classics.nsu.ru/bibliotheca/plato01/index.htm (дата обращения: 28.02.2022). 10. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / сост. А.В. Лебедев. М.: Наука, 1989. 576 с. 11. Palmer J.А. Plato’s Reception of Parmenides. Oxford: Clarendon Press, 1999. 294 р. 12. Dieterich A. Nekyia: Beiträge zur Erklärung der neuentdeckten Petrusapokalypse. Leipzig: Teubner, 1893. 238 р. 13. Kingsley P. Ancient Philosophy, Mystery, and Magic: Empedocles and Pythagorean Tradition. Oxford: Oxford University Press, 1996. 422 р. 14. Доддc Э.Р. Греки и иррациональное. СПб.: Алетейя, 2000. 507 с. 15. Bernabé A., Jiménez San Cristóbal A.I. Instructions for the Netherworld: The Orphic Gold Tablets. Leiden: Brill, 2008. 379 р. 16. Guthrie W.K.C. Orpheus and Greek Religion: A Study of the Orphic Movement. Princeton: Princeton University Press, 1993. 287 р. 17. Linforth I.M. The Arts of Orpheus. Berkeley: University of California Press, 1941. 370 р. 18. Rohde E. Psyche: The Cult of Souls and the Belief in Immortality Among the Greeks. London: Routledge & Keegan Paul, 1925. 626 р. 19. Diès A. Autour de Platon: Essais de critique et d’histoire. Vol. II. Paris: Gabriel Beauchesne, 1927. 616 p. 20. Слезак Т.А. Как читать Платона. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. 314 с. 21. Обидина Ю.С. Влияние орфических представлений о бессмертии души на философскую мысль античности // Филос. науки. 2004. № 8. С. 14–21. 22. Буркерт В. Греческая религия: Архаика и классика / пер. с нем. М. Витковской и В. Витковского. СПб.: Алетейя, 2004. 584 с. 23. Обидина Ю.С. Представления о бессмертии души в культуре Древней Греции: становление, эволюция, трансформация в христианское воскресение: моногр. Йошкар-Ола: Марийск. гос. ун-т, 2007. 288 с. 24. Burkert W. Ancient Mystery Cults. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1987. 181 р. 25. Wilamowitz-Moellendorff U. von. Der Glaube der Hellenen. Vol. 2. Berlin: Weidmann, 1931. 1032 p. 26. Harrison J.E. Prolegomena to the Study of Greek Religion. Cambridge: Cambridge University Press, 1922. 680 р. |