Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
Рубрика: Лингвистика УДК81’276Сведения об авторахОРЛОВА Наталья Олеговна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. Автор 25 научных публикаций, в т. ч. одной монографии, 5 учебных пособий*ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1081-5102 БОГДАНОВА Оксана Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. Автор 57 научных публикаций, в т. ч. двух монографий, 7 учебных пособий** ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6895-4087 *Адрес: 150057, г. Ярославль, просп. Московский, д. 28; e-mail: tashaorlova25@yandex.ru **Адрес: 150057, г. Ярославль, просп. Московский, д. 28; e-mail: dictema@mail.ru АннотацияЦель статьи – рассмотреть специфические функции сленга с позиций демонстративности, корпоративности и творческого самовыражения личности. В ходе исследования использовались методы сравнительного и культурологического анализа. В результате проведенной работы были выделены следующие специфические функции сленга: демонстративная, корпоративная и функция творческого самовыражения. Личностная идентификация и социальные взаимоотношения определяют демонстративную функцию сленга, которая особенно проявляется в молодежной среде. Сленгизмы отличаются яркостью и образностью, что вызвано стремлением личности привлечь к себе внимание, выделиться из толпы. В то же время противопоставленность сленга установленному порядку может дать противоположный (отрицательный) эффект при его демонстративном использовании. Через обозначение своей принадлежности к определенной «корпорации» с профессиональной общностью и утверждение права считаться «своим» реализуется корпоративная функция сленга. Незнание специального сленга не позволяет личности полноценно функционировать в пределах определенной «корпорации». Многочисленность сленговых синонимов, а также наличие в сленге целых предложений и фразеологизмов свидетельствуют о творческом потенциале их создателей. В работе приводятся примеры американских и русских сленговых единиц, употребляемых в различных семантических полях, а также примеры сленговой омонимии. Сравнение стилевых синонимов подтверждает, что сленгизмы отличаются от их нейтральных и книжных эквивалентов своей метафоричностью и эмоционально-оценочным началом. По результатам исследования можно сделать вывод об общности сленга с «народным творчеством», в котором проявляются меняющиеся ценностные ориентации современного общества, а также о его лидирующем положении в пласте нелитературной лексики. Вследствие постоянной эволюции сленг представляет собой явление достаточно изменчивое, что позволяет новым сленговым словам и выражениям быстро вливаться в него.Для цитирования: Орлова Н.О., Богданова О.Ю. Функциональное назначение сленга (на материале русских и американских сленгизмов) // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2021. Т. 21, № 6. С. 98–104. DOI: 10.37482/2687-1505-V146 Ключевые словафункции сленга, личностная идентификация, социальный язык, демонстративность, корпоративность, творческое самовыражениеСписок литературы
1. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с. |