CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Языковая репрезентация образа Китая в русскоязычных блогах о китайской художественной вышивке. С. 75-85

Версия для печати

Рубрика: Лингвистика

УДК

81’272:746.3(5)

DOI

10.37482/2687-1505-V144

Сведения об авторах

МУ Юйси, аспирантка кафедры русского языка Национального исследовательского Томского государственного университета. Автор 10 научных публикаций*
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8513-036X

НЕСТЕРОВА Наталья Георгиевна, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Национального исследовательского Томского государственного университета. Автор более 70 научных публикаций**
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1543-3266

*Адрес: 634050, г. Томск, просп. Ленина, д. 36; e-mail: mu.yuisi@yandex.ru
**Адрес: 634050, г. Томск, просп. Ленина, д. 36; e-mail: nesterovatomsk@mail.ru

Аннотация

Образ Китая, культура и традиции которого активно обсуждаются в массовой коммуникации, является предметом пристального интереса ученых разных гуманитарных областей. При этом для лингвистических исследований крайне редко привлекаются тексты современных медиакоммуникаций, отражающие образ страны в аспекте традиционного искусства. В данной статье рассмотрены языковые средства репрезентации образа Китая, представленного в русскоязычных текстах блогов о китайской художественной вышивке. Актуальность работы обусловлена интересом к исследованию культурного образа Китайской народной республики в интернет-коммуникации. О новизне исследования свидетельствует обращение к новому медиалингвистическому объекту – современным культурно-просветительским русскоязычным текстам блогов, посвященных искусству Китая. Источником материала послужили блоги, размещенные на онлайн-платформе «Живой Журнал». Эмпирический материал изучался с использованием методов контекстуального и медиалингвистического анализа. Установлено, что в рассмотренных текстах образ Китая создается через призму пяти основных аспектов китайской вышивки как уникального вида искусства: известность и мировое признание китайской вышивки; история китайской вышивки; школы и стили вышивания; авторские оценки; оценки адресата. Выявлены языковые средства, создающие представление об этом уникальном виде искусства. Сделан вывод о том, что образ, формируемый через разностороннее описание данного вида китайского искусства, представляет Китай как родину шелка, страну с древними традициями и уникальной культурой.

Для цитирования: Му Ю., Нестерова Н.Г. Языковая репрезентация образа Китая в русскоязычных блогах о китайской художественной вышивке // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2021. Т. 21, № 6. С. 75–85. DOI: 10.37482/2687-1505-V144

Ключевые слова

медиаобраз Китая, русскоязычный блог, интернет-текст, китайская художественная вышивка, языковые средства
Скачать статью (pdf, 0.6MB )

Список литературы

1. Тюленева В.Н., Шушарина И.А. Язык Интернета: характеристика, особенности и влияние на речь // Вестн. Курган. гос. ун-та. 2018. № 1(48). С. 20–25.
2. Калмыков А.А. Проблема жанрового различения веб-публикаций // Журналист. Соц. коммуникации. 2011. № 2. C. 43–49.
3. Кузьмина Е.В. К вопросу о жанровом разнообразии текстов интернет-коммуникации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19: Лингвистика и межкультур. коммуникация. 2014. № 2. С. 159–165.
4. Шульга О.А. Основные жанровые разновидности интернет-текстов // Уч. зап. Забайкал. гос. гуманит.-пед. ун-та им. Н.Г. Чернышевского. Сер.: Филология, история, востоковедение. 2009. № 3. С. 274–276.
5. Crowston K. Internet Genres // Encyclopedia of Library and Information Sciences. Boca Raton: CRC Press, 2010. P. 2983–2995.
6. Нестерова Н.Г., Цзюй Ч. Комментарий как форма интерактивного взаимодействия между слушателями радиопрограммы // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6(79). С. 559–561. DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10239
7. Щипицина Л.Ю. Дигитальные жанры: проблема дифференциации и критерии описания // Коммуникация и конструирование социальных реальностей: сб. науч. ст. / отв. ред. О.Г. Филатова. Ч. 1. СПб., 2006. С. 377–389.
8. 王长征, 何钐, 王魁. 网络口碑中追加评论的有用性感知研究 // 管理科学. 2015. № 3. Р. 102–114 [Ван Ч., Хэ Ш., Ван К. Изучение восприятия полезности дополнительных интернет-комментариев // Менеджмент. 2015. № 3. С. 102–114].
9. Горошко Е.И., Землякова Е.А. Виртуальное жанроведение: становление теоретической парадигмы // Уч. зап. Тавр. национ. ун-та им. В.И. Вернадского. Сер.: Филология. Соц. коммуникации. 2011. Т. 24(63), № 1. Ч. 1. С. 225–237.
10. Кулажко С.А. Жанры сетевого общения // Медиалингвистика в терминах и понятиях: сл.-справ. / под ред. Л.Р. Дускаевой. М.: ФЛИНТА, 2018. С. 370–373.
11. Щипицина Л.Ю. Жанры компьютерно-опосредованной коммуникации: моногр. Архангельск: Помор. ун-т, 2009. 238 с.
12. Баженова Е.А., Иванова И.А. Блог как интернет-жанр // Вестн. Перм. ун-та. Рос. и зарубеж. филология. 2012. Вып. 4(20). С. 125–131.
13. Зубков И.Г. Жанр, язык и стиль веб-публикаций. Анализ контентной составляющей интернет-текстов // Russian Journal of Education and Psychology. 2013. № 10. С. 21–31. DOI: 10.12731/2218-7405-2013-10-21
14. Лебедько Е.М. Особенности текстов, публикуемых в Интернете // Вестн. Югор. гос. ун-та. 2006. Вып. 4(5). С. 87–88.
15. Abusa'aleek A.O. Internet Linguistics: A Linguistic Analysis of Electronic Discourse as a New Variety of Language // Int. J. Engl. Linguist. 2015. Vol. 5, № 1. Р. 135–145. DOI: 10.5539/ijel.v5n1p135
16. Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: дис. ... д-ра филол. наук. Волгоград, 2009. 519 с.
17. Гермашева Т.М. Языковая личность субъекта блог-дискурса: лингвокогнитивный аспект: дис. ... канд. филол. наук. Ростов н/Д., 2011. 174 с.
18. Бодрова О.И. Культурологический аспект формирования международного имиджа современного Китая // Приволж. науч. журн. 2013. № 2. С. 164–169.
19. 李和鞠. “ 一带一路”背景下中国传统文化走出去的探究——以刺绣文化为例 // 福建茶叶. 2019. Vol. 41, № 12. P. 217–218 [Ли Х. Исследование традиционной китайской культуры на фоне «Один пояс, один путь» – на примере вышивки // Чай в Фуцзяне. 2019. Т. 41, № 12. С. 217–218].
20. 邓启耀. 中国传统刺绣工艺的多重文化遗产价值 // 重庆三峡学院学报. 2018. Vol. 34, № 1. P. 39–49. [Дэн Ц. Многочисленные ценности культурного наследия традиционных китайских вышивальных ремесел // Журнал Чунцинского Санься колледжа. 2018. Т. 34, № 1. С. 39–49].
21. 张朵朵. “绣”的书写——对中国刺绣艺术的分析 // 文艺研究. 2006. № 12. P. 127–132. [Чжан Д. О вышивании – анализ китайского искусства вышивки // Литература и исследования в области искусства. 2006. № 12. С. 127–132].
22. Набока Д.Д., Терешкова Н.С. Искусство китайской и русской вышивки // Молодой ученый. 2015. № 19(99). С. 102–104.
23. Цзюй Ч. Комментарий к блогу как проявление коммуникативного поведения адресата // Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения: сб. материалов V (XIX) Междунар. конф. молодых ученых (г. Томск, 19–21 апреля 2018 г.). Томск: STT, 2018. С. 108–109.