CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru              

о журнале

Онтологические структуры современного образовательного процесса. С. 97-104

Версия для печати

Рубрика: Философия

Скачать статью (pdf, 0.5MB )

УДК

111:37

Сведения об авторах

КОЖЕВНИКОВ Николай Николаевич, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (Республика Саха (Якутия), г. Якутск). Автор 248 научных публикаций, в т. ч. 11 монографий, 16 учебных пособий*
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5823-8896

ДАНИЛОВА Вера Софроновна, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (Республика Саха (Якутия), г. Якутск). Автор 186 научных публикаций, в т. ч. 7 монографий, 16 учебных пособий**
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3201-0687

*Адрес: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кулаковского, д. 42; e-mail: nnkozhev@mail.ru
**Адрес: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кулаковского, д. 42; e-mail: nikkozh@gmail.com

Аннотация

Приведены три фундаментальных положения, которые являются одним из оснований исследования онтологических структур современного образования: 1) образование – это то, что остается, когда все выученное забыто; 2) образование достигается самостоятельным трудом, а то, чему могут научить в школах и университетах, только помогает его получению; 3) необходима хорошо отлаженная инфраструктура процесса познания – вспомогательные области и ресурсы для формирования рассматриваемых структур. Эти положения исследуются в контексте концепции предельных динамических равновесий и системы координат мира на ее основе. Из четырех концепций сознания, выделяемых В.А. Лекторским, в работе использованы две первых: отождествление сознания со знанием и выделение в качестве главного признака сознания интенциональности – направленности на определенный предмет, объект. При перекомпоновке знания возможны две основные тенденции: 1) очищение, предполагающее отбрасывание всего лишнего (это может быть связано с деградацией субъекта, переориентацией его на совершенно новое знание, необходимостью подготовить память для восприятия новых объемов знания); 2) самоорганизация полученного знания, что находится на острие современных научных исследований. Можно выделить несколько особенностей последней тенденции. С точки зрения предельных динамических равновесий знание стремится замкнуться в устойчивую оптимальную систему, уводя на периферию все ненужное и второстепенное. Кроме того, в процессе самоорганизации знание стремится ко все более точным идентификациям, уточняющим связи между его основными элементами. Рассмотрены характеристики трех основных элементов классического образовательного герменевтического треугольника «преподаватель-текст-студент» и их взаимодействие между собой. Проанализированы герменевтические круги методологии преподавания: 1) «подготовка–преподавание–восприятие»; 2) курс и его части, курс и его контекст. Рассмотрены когнитивные структуры и предметы сознания, катализация и самоорганизация образовательной деятельности.

Для цитирования: Кожевников Н.Н., Данилова В.С. Онтологические структуры современного образовательного процесса // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2021. Т. 21, № 5. С. 97–104. DOI: 10.37482/2687-1505-V135

Ключевые слова

преподаватель–текст–студент, подготовка–преподавание–восприятие, инфра- структура процесса познания, катализация образовательной деятельности, эпистемологический и методологический потенциалы

Список литературы

1. Лабутина Т.Л., Ковалев М.А. Британские интеллектуалы эпохи Просвещения: от маркиза Галифакса до Эдмунда Берка. СПб.: Алетейя, 2020. 570 с.

2. Честерфилд Ф. Письма к сыну. М.: Мир книги, 2006. 400 с.

3. Louis-Antériou J., Baron J.J. Edouard Herriot au service de la Republique. Paris: Éditions du Dauphin, 1957. 223 р.

4. Скиннер Б.Ф. По ту сторону свободы и достоинства. Можайск: Оперант, 2015. 192 с.

5. Савчук В.В., Очеретяный К.А. Цифровой поворот: глобальные тенденции и локальные специфики // Вопр. философии. 2021. № 4. С. 5–16.

6. Карпов А.О. Образование будущего: репродуктивно-продуктивный переход // Вопр. философии. 2021. № 1. С. 5–16. DOI: 10.21146/0042-8744-2021-1-5-16

7. Король А.Д. Самоидентичность человека как проблема образовательного пространства и времени // Вопр. философии. 2021. № 5. С. 26–35. DOI: 10.21146/0042-8744-2021-5-26-35

8. Кожевников Н.Н. Метафизический, онтологический, феноменологический, герменевтический аспекты системы координат мира на основе предельных динамических и сетевых равновесий. Якутск: Изд. дом СВФУ, 2018. 170 с.

9. Лекторский В.А., Молчанов В.И., Зинченко В.П., Новиков А.А. Сознание // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: Канон-Плюс, 2009. С. 885–887.

10. Волков В.Н. Онтология личности. Иваново: Иванов. гос. ун-т, 2001. 379 с.

11. Гуссерль Э. Феноменология. Статья в Британской энциклопедии: пер. с англ. // Логос. 1991. № 1. С. 12 - 21.

12. Лиотар Ж.-Ф. Феноменология: пер. с фр. СПб.: Алетейя, 2001. 160 с.

13. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии: пер. с нем. Т. 1. М.: Дом интеллектуал. книги, 1999. 336 с.