CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Ландшафт как категория эстетики кино: основные подходы. С. 111-121

Версия для печати

: Философия

130.2:791.4

НЕПША Виктор Сергеевич, аспирант кафедры культурологии, философии культуры и эстетики Санкт-Петербургского государственного университета. Автор трех научных публикаций*
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3438-1844
*Адрес: 199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5; e-mail: vnepsha@inbox.ru

В данной статье рассматривается многообразие подходов к понятию ландшафта в рамках философии кино с целью установления большей терминологической точности и освещения проблемных точек в дискуссиях о пространстве в киноэстетике в частности и прояснения статуса и границ термина «ландшафт» в философском обиходе в целом. В ходе исследования и анализа литературы, посвященной данному вопросу, были выделены три группы подходов к ландшафту в философии кино: подходы к ландшафту как вспомогательному элементу для режиссера / съемочной команды / зрителя (Бела Балаж, Сьюзан Кэтлин Ганн, Крис Люкинбил и др.); подходы к ландшафту как автономной категории, которая является чем-то бóльшим, нежели прикладной пейзаж / сеттинг, попадающий в кадр, и которая во взаимодействии с кинематографом помогает последнему проявлять свои специфические особенности в полной мере (Том Ганнинг, Мартин Лефебр, Жан Эпштейн); единичные подходы, не вписывающиеся в две приведенные выше категории, в которых понятие ландшафта подчиняется специфической авторской трактовке (Жиль Делез, Эми Линн Корбин). Следствием многообразия трактовок термина «ландшафт» даже в рамках эстетики кино стала вариативность смежных областей, к которым пришлось обращаться в рамках работы над статьей, – от социологии и политики до культурной географии и делезовских концепций. Исследование позволило примерно очертить проблемное поле и имеющиеся тематические наработки, связанные с понятием ландшафта, с одной стороны, и продемонстрировало необходимость продолжать работу в проблемном поле – с другой. Так, остаются проблемными моменты исторического употребления термина «ландшафт», а специфика взаимодействия ландшафта как автономной категории с кинематографом требует отдельного тщательного исследования.

Для цитирования: Непша В.С. Ландшафт как категория эстетики кино: основные подходы // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2021. Т. 21, № 4. С. 111–121. DOI: 10.37482/2687-1505-V122

ландшафт, эстетика кино, философия кино, Жиль Делез, кинематографический опыт, фотогения, Жан Эпштейн
(pdf, 0.5MB )

1. Балаж Б. Видимый человек: Очерки драматургии фильма / пер. с нем. К.И. Шутко; под ред. и с предисл. В.М. Блюменфельда. М.: Всерос. пролеткульт, 1925. 88 c.

2. Aitken S.C., Dixon D.P. Imagining Geographies of Film // Erdkunde. 2006. Vol. 60, № 4. Р. 326–336.

3. Gunn S.C. The Landscape Essay Film: A Discursive Practice to Reveal the Hidden, Forgotten, and Suppressed Meaning of Place and Site: PhD Thesis. University of Colorado, 2014.

4. Verhoeff N. The West in Early Cinema: After the Beginning. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2006. Р. 188–206.

5. Lukinbeal C. Cinematic Landscapes // J. Cult. Geogr. 2005. Vol. 23, № 1. Р. 3–22.

6. Prager B. Landscape of the Mind: The Indifferent Earth in Werner Herzog’s Films // Cinema and Landscape //еd. by G. Harper, J. Rayner. Bristol: Intellect Books Ltd, 2010. Р. 89–102.

7. Kennedy C., Kennedy K., Kennedy M. Science Fiction/Fantasy Films, Fairy Tales and Control: Landscape Stereotypes on a Wilderness to Ultra-Urban Continuum // Cinema and Landscape / еd. by G. Harper, J. Rayner. Bristol, UK; Chicago, USA: Intellect Books Ltd, 2010. Р. 281–296.

8. Gunning T. Landscape and the Fantasy of Moving Pictures: Early Cinema’s Phantom Rides // Cinema and Landscape / еd. by G. Harper, J. Rayner. Bristol, UK; Chicago, USA: Intellect Books Ltd, 2010. Р. 31–70.

9. Lefebvre M. On Landscape in Narrative Cinema // Can. J. Film Stud. Vol. 20, № 1. Р. 61–78.

10. Epstein J. Dramaturgy in time // Jean Epstein: Critical Essays and New Translations / еd. by S. Keller, J.N. Paul. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2012. Р. 348–352.

11. Эпштейн Ж. О некоторых условиях фотогении // Из истории французской киномысли. Немое кино 1911– 1933 / cост., пер., вступ. ст. к разделам, справки об авт. и коммент. М.Б. Ямпольского; общ. ред. и предисл. С.И. Юткевича. М.: Искусство, 1988. С. 124.

12. Эпштейн Ж. Укрупнение // Из истории французской киномысли. Немое кино 1911–1933 / cост., пер., вступ. ст. к разделам, справки об авт. и коммент. М.Б. Ямпольского; общ. ред. и предисл. С.И. Юткевича. М.: Искусство, 1988. С. 102.

13. Epstein J. Le Cinématographe vu de l’Etna // Jean Epstein: Critical Essays and New Translations / еd. by S. Keller, J.N. Paul. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2012. Р. 287–292.

14. Делёз Ж. Кино. М.: Ад Маргинем, 2004. 622 c.

15. Corbin A.L. Traveling Spectators: Cinema, Geography, and Multiculturalism in Late Twentieth-Century America: PhD Thesis. University of California, 2009. 293 p.