CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Городское мостостроение на Европейском Северо-Западе России как часть российской модернизации XIX – начала XX века. С. 5-12

Версия для печати

: История

[94(470.11)”18/19”:624.21/.8](045)

ГУЛЯЕВ Сергей Сергеевич, аспирант кафедры отечественной истории Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова (г. Архангельск). Автор трех научных публикаций*
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8926-9070
*Адрес: 163002, г. Архангельск, просп. Ломоносова, д. 2; e-mail: serg.sokrat@yandex.ru

Городское мостостроение в России до сих пор является малоизученной темой. На данный момент абсолютное большинство работ, посвященных истории мостового строительства (чаще всего это специализированная техническая литература), не рассматривают его как предмет именно исторического исследования. Краеведческие исследования лишь в редких случаях уделяют должное внимание теме городского мостостроения. Изучение этого вопроса как части большого модернизационного процесса XIX – начала XX века позволяет выявить характерные черты, присущие мостовому делу в региональных центрах России. Цель данной статьи – рассмотреть мостостроение в региональных центрах Европейского Северо-Запада как часть модернизации России. Основными источниками послужили делопроизводственные материалы Государственного архива Архангельской области, опубликованные документы по истории Вологды, материалы краеведческих сайтов и данные научной литературы. При изучении вопроса применялись сравнительно-исторический и историко-системный методы, а также теория модернизации. Проанализированы различные модернизационные подходы к изучению истории России. Рассмотрено развитие российского мостового дела в XIX веке и примеры его реализации в ряде городов Европейского Северо-Запада с выделением особенностей решения вопроса в каждом конкретном случае, а также общих черт, характерных для страны в целом. В заключение сформулированы основные черты российского городского мостостроения в указанный период и показана их связь с модернизацией в стране. Данная работа является одной из первых попыток проанализировать развитие мостового строительства в России с точки зрения исторической науки. Ее результаты могут быть использованы для исследований, направленных на изучение истории модернизационного процесса в регионах России, а также при подготовке специализированных исторических работ, посвященных развитию мостового дела.

Для цитирования: Гуляев С.С. Городское мостостроение на Европейском Северо-Западе России как часть российской модернизации XIX – начала XX века // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2021. Т. 21, № 4. С. 5–12. DOI: 10.37482/2687-1505-V112

городское мостостроение в России, история российского мостостроения, теория модернизации, городской мост, городская инфраструктура, Архангельск, Вологда, Новгородская губерния
(pdf, 0.5MB )

1. Смирнова В.В., Шубин С.И. Развитие региональных центров Европейского Севера России в условиях советской модернизации 1920–1930-х гг. // Вопр. территор. развития. 2017. Вып. 3(38). С. 1–13.
2. Troyano L.F. Bridge Engineering: A Global Perspective. London: Thomas Telford, 2003. 775 p.
3. Caston P. Germany’s Remaining Historic Wooden Covered Bridges. Neubrandenburg: Hochschule Neubrandenburg, Fachbereich Landschaftsarchitektur, Geoinformatik, Geodäsie und Bauingenieurwesen, 2010. 252 p.
4. Николаи Л.Ф. Краткие исторические данные о развитии мостового дела в России. СПб.: Тип. Ю.Н. Эрлих, 1898. 119 с.
5. Передерий Г.П. Курс железобетонных мостов. Вып. 1 (листы 1–9). Петроград: Науч. общетехн. изд-во, 1920. 144 с.
6. Пунин А.Л. Архитектура отечественных мостов. Л.: Стройиздат, 1982. 152 с.
7. История отечественного мостостроения: в 4 т. / [А.О. Хомский и др.]; отв. ред. А.О. Хомский и др. М.: ОАО «Ин-т Гипростроймост», 2005.
8. Гос. арх. Арханг. обл. (ГААО). Ф. 2. Т. 1. Оп. 1. Д. 445. Л. 1–7.
9. ГААО. Ф. 305. Оп. 1. Д. 283. Л. 176–177.
10. Старая Вологда. XII – начало ХХ века: сб. док. и материалов. Вологда: Легия, 2004. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/sta/raya/vol/ogda/11.htm#279 (дата обращения: 12.04.2019).
11. Памятная книжка для Вологодской губернии на 1861 год. Вологда: В тип. Губерн. Правления, 1861. 309 с.
12. Потравнов А., Хмельник Т. Мост Белелюбского в Боровичах. URL: https://regionavtica.ru/articles/most__belelubskogo_v_borovichah.html (дата обращения: 23.08.2021).
13. Собрание сочинений, выбранных из месяцословов на разные годы. Ч. 7. СПб.: Иждивением Имп. Акад. наук, 1791. 412 с.
14. Самохин К.В. Модернизация в истории России XVIII–XX веков: стартовые условия, механизм реализации и особенности проявления // Науч.-техн. вед. С.-Петерб. гос. политехн. ун-та. Гуманит. и обществ. науки. 2016. № 3(250). С. 74–85.
15. Побережников И.В. Региональные аспекты модернизации: теоретико-методологические проблемы // Ист.-пед. чтения. 2003. № 7. С. 17–27
16. Сперанский А.В., Сперанский П.А. Модернизационная парадигма в изучении истории России: проблемы и дискуссии // История и соврем. мировоззрение. 2019. Т. 1, № 3. С. 19–27.
17. Black С.Е. The Dynamics of Modernization: A Study in Comparative History. N. Y.: Harper Colophon Books, 1975. 210 p.
18. Gerchenkron A. Economic Backwardness in Historical Perspective. Cambridge, 1962. 456 p.
19. Therborn G. European Modernity and Beyond: The Trajectory of European Societies, 1945–2000. London: New Delhi, 1995. 497 p.
20. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 1995. 598 с.
21. Захаров В.Ю. К вопросу о времени проведения первой модернизации в истории России // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: История и полит. науки. 2014. № 3. С. 120–124.