Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Лингвистика
КАНАШИНА Светлана Валериевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка № 3 Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации. Автор более 30 научных публикаций*
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0712-8213 *Адрес: 119454, Москва, просп. Вернадского, д. 76; e-mail: svetlanakanashina@yandex.ru Статья посвящена анализу художественного приема «гротеск» в англоязычных интернет-мемах. Новизна исследования заключается в том, что впервые детальному рассмотрению подвергается гротеск в контексте такого популярного и недостаточно изученного феномена компьютерно-опосредованной коммуникации, как интернет-мем. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения гротеска в интернет-мемах в целях развития и дополнения целостной теории интернет-мемов. Цель данной работы – проанализировать функционирование гротеска в англоязычных интернет-мемах с точки зрения теории дискурса с учетом особой коммуникативной и семиотической природы данных единиц. Согласно полученным результатам, гротеск является распространенным художественным приемом в англоязычных интернет-мемах. Были выявлены такие формы реализации гротеска, как политизированность, зооморфизм и взаимодействие временных планов. Отмечено, что политизированность гротеска в интернет-мемах реализуется в употреблении данного приема для профилирования аспектов политической сферы. Что касается зооморфизма, данный феномен воплощается в гротескном уподоблении животных человеку. Показано, что взаимодействие временных планов в интернет-мемах строится на фантастическом гротескном выражении темпоральности, в частности – на оригинальном сочетании плана прошлого и плана настоящего. Исследование выявило, что гротеск в англоязычных мемах, как правило, служит средством создания комической тональности и помогает выразить мнение автора мема. Кроме того, результаты исследования позволили сделать вывод о том, что функционирование гротеска в мемах обусловлено полимодальной формой данных интернет-единиц, которая дает возможность передать гротескную образность выразительно и ярко. В заключение обрисовывается перспектива дальнейшего исследования гротеска на примере интернет-мемов. Для цитирования: Канашина С.В. Репрезентация гротескных форм в англоязычных интернет-мемах // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2021. Т. 21, № 3. С. 55–64. DOI: 10.37482/2687-1505-V103
интернет-мем, компьютерно-опосредованная коммуникация, интернет-дискурс, гротеск, полимодальность, комизм
1. Ковыляева Н.Е. Игровая действительность постмодерна // Филол. науки. Вопр. теории и практики. 2013. № 1(19). С. 101–104.
2. Маньковская Н. Постмодернизм в эстетике // Филос. антропология. 2018. Т. 4, № 1. С. 192–230. DOI: 10.21146/2414-3715-2018-4-1-192-230 3. Дормидонова Т.Ю. Гротеск как тип художественной образности (от Ренессанса к эпохе авангарда): дис. … канд. филол. наук. Тверь, 2008. 157 с. 4. Рюмина М.Т. Эстетика смеха: смех как виртуальная реальность. М.: Либроком, 2010. 320 с. 5. Dancygier B., Vandelanotte L. Internet Memes as Multimodal Constructions // Cogn. Linguist. 2017. Vol. 28, № 3. P. 565–598. DOI: 10.1515/cog-2017-0074 6. Yus F. Multimodality in Memes: A Cyberpragmatic Approach // Analyzing Digital Discourse / ed. by P. Bou- Franch, P. Garcés-Conejos Blitvich. Cham: Palgrave Macmillan, 2019. P. 105–131. 7. Zenner E., Geeraerts D. One Does Not Simply Process Memes: Image Macros as Multimodal Constructions // Cultures and Traditions of Wordplay and Wordplay Research. Berlin, 2018. Vol. 6. P. 167–194. 8. Марченко Т.В. Интернет-мем как феномен медиакоммуникации: типологические характеристики и потенциал прецедентности // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 16. Орел: Орлов. гос. ин-т культуры, 2019. С. 209–220. 9. Procházka O. Cohesive Aspects of Humor in Internet Memes on Facebook: A Multimodal Sociolinguistic Analysis // Ostrava J. English Philol. 2016. Vol. 8, № 1. P. 7–38. 10. Grundlingh L. Memes as Speech Acts // Soc. Semiot. 2018. Vol. 28, № 2. P. 147–168. DOI: 10.1080/10350330.2017.1303020 11. Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. А.Н. Николюкин. М.: НПК «Интелвак», 2001. 1600 стб. 12. Меньшикова Е.Р. Смех Протея: феномен гротескного сознания. СПб.: Алетейя, 2015. 340 с. 13. Гуторенко Л.С. Комические креолизованные Интернет-мемы в русско-, испано- и англоязычной виртуальной коммуникации: лингвистический аспект и социокультурные особенности: дис. … канд. филол. наук. М., 2019. 391 с. 14. Куньщиков С.В., Крукова Ю.А., Низамутдинов Г.Р. Роль интернет-мемов в процессе политической коммуникации // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: материалы XXII Междунар. конф. памяти проф. Л.Н. Когана. Екатеринбург: Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2019. С. 752–760. 15. Nagle A. Kill All Normies: Online Culture Wars from 4chan and Tumblr to Trump and the Alt-Right. Ropley: John Hunt Publishing, 2017. 136 p. 16. Dr. Seuss. How the Grinch Stole Christmas. Random House Books for Young Readers, 1957. 64 p. 17. Friedersdorf C. Donald Trump’s Cruel Streak. URL: https://www.theatlantic.com/politics/archive/2016/09/donald-trumps-cruel-streak/501554/ (дата обращения: 21.07.2020). 18. Довгиленко Г.А. «Черная среда» 16 сентября 1992 года в восприятии британских консерваторов // Вестн. Саратов. гос. соц.-экон. ун-та. 2015. № 4(58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chernaya-sreda-16-sentyabrya-1992-goda-v-vospriyatii-britanskih-konservatorov (дата обращения: 19.05.2021). |