CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru              

о журнале

Экзегетические практики Иоанна Златоуста и становление субъекта веры. С. 110-119

Версия для печати

Рубрика: Философия

Скачать статью (pdf, 0.5MB )

УДК

130.122

DOI

10.37482/2687-1505-V093

Сведения об авторах

ПРОХОРОВ Евгений Александрович, соискатель, старший преподаватель кафедры теологии Иркутского государственного университета. Автор 5 научных публикаций*
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9815-083X
*Адрес: 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, д. 1; e-mail: irgtuprihod@inbox.ru

Аннотация

В статье предпринимается попытка рассмотреть практику экзегезы (толкование библейских текстов) Иоанна Златоуста с точки зрения становления субъекта веры. Основным методом исследования стал мно- гоуровневый герменевтический и экзегетический анализ текста. Автор настоящей работы показывает, как экзегеза Иоанна Златоуста из простого инструментария становится условием самоизменения человека. Согласно Златоусту, субъект, занимаясь экзегезой, преображает и приводит в целостное состояние свой ум. Дисциплинированный ум становится способным замечать не подлинное, рассеянное существование. Подлинное же бытие должно открыться субъекту в процессе толкования священного текста. Происходит это тогда, когда интерпретатор ставит под вопрос самого себя и наличное бытие. Иоанн Златоуст считает, что интерпретация текста для экзегета – это не акт изучения объекта. Экзегеза носит принципиально диалогический характер, она выстраивается на субъект-субъектных отношениях, и это приводит к потенциальной возможности встретиться с Другим бытием (Христом), которому необходимо задать вопрос о самом себе. Вопрошание Другого – это попытка выйти из не подлинного, замкнутого мира и начать движение к Истине. Истина в этом смысле предстоит субъекту, открывая возможность к личному самопревосхождению. Становление субъекта носит всегда незавершенный характер. Нельзя зафиксировать момент окончательного становления, поскольку Истину невозможно исчерпать, к ней можно бесконечно приближаться. Между Истиной и субъектом устанавливаются уникальные и неповторимые отношения, открывающие для субъекта новые способы существования. Так экзегеза для субъекта становится творческим актом произведения собственной жизни.
Для цитирования: Прохоров Е.А. Экзегетические практики Иоанна Златоуста и становление субъекта веры // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2021. Т. 21, № 2. С. 110–118. DOI: 10.37482/2687-1505-V093

Ключевые слова

экзегеза, Иоанн Златоуст, толкование Священного Писания, субъект веры, субъективация, целостный ум, вопрошание, поиск Истины

Список литературы

1. Попов И.В. Труды по патрологии. Т. I. Святые отцы II–IV вв. Сергиев Посад: Св.-Троиц. Сергиева Лавра, 2004. 744 с.
2. Белодед П.З. Святитель Иоанн Златоуст // Православная богословская энциклопедия. Приложение к духовному журналу «Странник». Т. 6. СПб., 1905. С. 909. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/belodedsvjatitel-ioann-zlatoust/ (дата обращения: 18.10.2020).
3. Казенина Е. Иоанн Златоуст в истории библейской экзегетики // Альфа и Омега. 2001. № 3(29). С. 64–81.
4. Пирогов О.К. Экзегетические методы свт. Иоанна Златоуста в его Толковании на Послание св. ап. Павла к Римлянам // Христиан. чтение. 2009. № 9-10. С. 68–99.
5. Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений Святителя Иоанна Златоуста: в 12 т. Т. II. М.: Эксмо, 2017. 928 с.
6. Железнов А. Трактат об этике. М.; Екатеринбург: Кабинет. ученый, 2018. 204 c.
7. Аристотель. Никомахова этика // Сочинения: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 53–294.
8. Фома Аквинский. Сумма теологии. М.: Либроком, 2013. 832 с.
9. Сергий (Сафаров), иерей. «От поражения ума до увлечения телесными наслаждениями»: результаты грехопадения по Максиму Исповеднику. URL: http://sdsmp.ru/news/n7821/ (дата обращения: 24.03.2021).
10. Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений Святителя Иоанна Златоуста: в 12 т. Т. VI. М.: Эксмо, 2017. 928 с.
11. Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений Святителя Иоанна Златоуста: в 12 т. Т. X. М.: Эксмо, 2017. 944 с.
12. Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений Святителя Иоанна Златоуста: в 12 т. Т. VII. М.: Эксмо, 2017. 864 с.
13. Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений Святителя Иоанна Златоуста: в 12 т. Т. III. М.: Эксмо, 2017. 912 с.
14. Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений Святителя Иоанна Златоуста: в 12 т. Т. IV. М.: Эксмо, 2017. 880 с.
15. Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений Святителя Иоанна Златоуста: в 12 т. Т. XII. М.: Эксмо, 2017. 1264 с.
16. Смирнов А.Е. Процессы субъективации: теоретико-методологические аспекты: моногр. Иркутск, 2011. 306 с.
17. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
18. Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений Святителя Иоанна Златоуста: в 12 т. Т. IX. М.: Эксмо, 2017. 960 с.
19. Хоружий С.С. Лекции по введению в синергийную антропологию. Томск, 2007. 54 с.
20. Фуко М. Герменевтика субъекта: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981–1982 учебном году. СПб.: Наука, 2007. 682 с.
21. Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений Святителя Иоанна Златоуста: в 12 т. Т. XI. М.: Эксмо, 2017. 944 с.
22. Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений Святителя Иоанна Златоуста: в 12 т. Т. VIII. М.: Эксмо, 2017. 976 с.