CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Экзегетические практики Иоанна Златоуста и становление субъекта веры. С. 110-119

Версия для печати

Рубрика: Философия

УДК

130.122

DOI

10.37482/2687-1505-V093

Сведения об авторах

ПРОХОРОВ Евгений Александрович, соискатель, старший преподаватель кафедры теологии Иркутского государственного университета. Автор 5 научных публикаций*
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9815-083X
*Адрес: 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, д. 1; e-mail: irgtuprihod@inbox.ru

Аннотация

В статье предпринимается попытка рассмотреть практику экзегезы (толкование библейских текстов) Иоанна Златоуста с точки зрения становления субъекта веры. Основным методом исследования стал мно- гоуровневый герменевтический и экзегетический анализ текста. Автор настоящей работы показывает, как экзегеза Иоанна Златоуста из простого инструментария становится условием самоизменения человека. Согласно Златоусту, субъект, занимаясь экзегезой, преображает и приводит в целостное состояние свой ум. Дисциплинированный ум становится способным замечать не подлинное, рассеянное существование. Подлинное же бытие должно открыться субъекту в процессе толкования священного текста. Происходит это тогда, когда интерпретатор ставит под вопрос самого себя и наличное бытие. Иоанн Златоуст считает, что интерпретация текста для экзегета – это не акт изучения объекта. Экзегеза носит принципиально диалогический характер, она выстраивается на субъект-субъектных отношениях, и это приводит к потенциальной возможности встретиться с Другим бытием (Христом), которому необходимо задать вопрос о самом себе. Вопрошание Другого – это попытка выйти из не подлинного, замкнутого мира и начать движение к Истине. Истина в этом смысле предстоит субъекту, открывая возможность к личному самопревосхождению. Становление субъекта носит всегда незавершенный характер. Нельзя зафиксировать момент окончательного становления, поскольку Истину невозможно исчерпать, к ней можно бесконечно приближаться. Между Истиной и субъектом устанавливаются уникальные и неповторимые отношения, открывающие для субъекта новые способы существования. Так экзегеза для субъекта становится творческим актом произведения собственной жизни.
Для цитирования: Прохоров Е.А. Экзегетические практики Иоанна Златоуста и становление субъекта веры // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2021. Т. 21, № 2. С. 110–118. DOI: 10.37482/2687-1505-V093

Ключевые слова

экзегеза, Иоанн Златоуст, толкование Священного Писания, субъект веры, субъективация, целостный ум, вопрошание, поиск Истины
Скачать статью (pdf, 0.5MB )

Список литературы

1. Попов И.В. Труды по патрологии. Т. I. Святые отцы II–IV вв. Сергиев Посад: Св.-Троиц. Сергиева Лавра, 2004. 744 с.
2. Белодед П.З. Святитель Иоанн Златоуст // Православная богословская энциклопедия. Приложение к духовному журналу «Странник». Т. 6. СПб., 1905. С. 909. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/belodedsvjatitel-ioann-zlatoust/ (дата обращения: 18.10.2020).
3. Казенина Е. Иоанн Златоуст в истории библейской экзегетики // Альфа и Омега. 2001. № 3(29). С. 64–81.
4. Пирогов О.К. Экзегетические методы свт. Иоанна Златоуста в его Толковании на Послание св. ап. Павла к Римлянам // Христиан. чтение. 2009. № 9-10. С. 68–99.
5. Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений Святителя Иоанна Златоуста: в 12 т. Т. II. М.: Эксмо, 2017. 928 с.
6. Железнов А. Трактат об этике. М.; Екатеринбург: Кабинет. ученый, 2018. 204 c.
7. Аристотель. Никомахова этика // Сочинения: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 53–294.
8. Фома Аквинский. Сумма теологии. М.: Либроком, 2013. 832 с.
9. Сергий (Сафаров), иерей. «От поражения ума до увлечения телесными наслаждениями»: результаты грехопадения по Максиму Исповеднику. URL: http://sdsmp.ru/news/n7821/ (дата обращения: 24.03.2021).
10. Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений Святителя Иоанна Златоуста: в 12 т. Т. VI. М.: Эксмо, 2017. 928 с.
11. Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений Святителя Иоанна Златоуста: в 12 т. Т. X. М.: Эксмо, 2017. 944 с.
12. Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений Святителя Иоанна Златоуста: в 12 т. Т. VII. М.: Эксмо, 2017. 864 с.
13. Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений Святителя Иоанна Златоуста: в 12 т. Т. III. М.: Эксмо, 2017. 912 с.
14. Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений Святителя Иоанна Златоуста: в 12 т. Т. IV. М.: Эксмо, 2017. 880 с.
15. Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений Святителя Иоанна Златоуста: в 12 т. Т. XII. М.: Эксмо, 2017. 1264 с.
16. Смирнов А.Е. Процессы субъективации: теоретико-методологические аспекты: моногр. Иркутск, 2011. 306 с.
17. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
18. Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений Святителя Иоанна Златоуста: в 12 т. Т. IX. М.: Эксмо, 2017. 960 с.
19. Хоружий С.С. Лекции по введению в синергийную антропологию. Томск, 2007. 54 с.
20. Фуко М. Герменевтика субъекта: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981–1982 учебном году. СПб.: Наука, 2007. 682 с.
21. Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений Святителя Иоанна Златоуста: в 12 т. Т. XI. М.: Эксмо, 2017. 944 с.
22. Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений Святителя Иоанна Златоуста: в 12 т. Т. VIII. М.: Эксмо, 2017. 976 с.