Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21, вн. 18-20 о журнале |
Рубрика: Философия Скачать статью (pdf, 0.5MB )УДК130.2DOI10.37482/2287-1505-V081Сведения об авторахТРУФАНОВА Елена Олеговна,доктор философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник сектора теории познания Института философии РАН (Москва). Автор более 100 научных публикаций* ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2215-1040 *Адрес: 109240, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1; e-mail: eltrufanova@gmail.com АннотацияВ статье исследуется феномен эскапизма, который предлагается рассматривать как естественную потребность человека, имеющую не только негативную, но и продуктивную форму. Анализируется предлагаемое культурным географом И-Фу Туаном представление об эскапизме как о «бегстве» человека от природных опасностей путем преодоления их с помощью создания культуры и «второй природы». Показывается, что, действительно, даже самые близкие к природе человеческие сообщества не способны выжить без культуры и технологий. Демонстрируется, что в конце XVIII – начале XIX века в результате научно-промышленных революций в культурном течении романтизма возникает отторжение техногенного общества и рациональности и пробуждается интерес к природе как отражению эмоционального, интуитивного начала человека. Дикие природные ландшафты, к которым стремится «убежать» представитель романтизма, не только привлекательны сами по себе – их созерцание является способом постижения внутреннего мира человека. Дикая природа привлекает романтика тем, что наедине с ней он свободен от давления общества, которое становится массовым и все более бюрократизированным. В эпоху появления Интернета сначала возникает тенденция «бегства» в виртуальный мир, где нет никаких ограничений, однако со временем Интернет становится неотъемлемой частью социальной жизни всех людей, и тогда его «эскапистская» привлекательность утрачивается. Напротив, возникает обратное желание – «бежать» из Интернета (который можно рассматривать в качестве «третьей природы») и существующего в нем неусыпного социального контроля со стороны других пользователей обратно в «реальный мир», т. е. мир «оффлайн». Таким образом, автор делает вывод, что эскапизм не провоцируется только природными угрозами или общественным давлением, человек бежит не от природы и не от культуры, он всегда бежит от ситуации, в которой ему плохо, в поисках той ситуации, где ему будет хорошо. И в этом поиске своего места он может выступать активным творческим преобразователем мира.Для цитирования: Труфанова Е.О. Эскапизм: между природой и культурой // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2021. № 1. С. 125–134. DOI: 10.37482/2287-15 05-V081 Ключевые словаэскапизм, романтизм, путешествие, природа, культура, цифровые коммуникации, Интернет, давление обществаСписок литературы1. Беляева Л.А., Новикова О.Н. «Человек играющий» в эпоху постмодерна // Идеи и идеалы. 2018. № 3(37), ч. 2. С. 82–95. DOI: 10.17212/2075-0862-2018-3.2-82-952. Беловол Е.В., Кардапольцева А.А. Эскапизм «хороший» и эскапизм «плохой»: эмпирическая верификация модели // Приклад. юрид. психология. 2018. № 4(45). С. 38–48. 3. Труфанова Е.О. Эскапизм и эскапистское сознание: к определению понятий // Философия и культура. 2012. Т. 51, № 3. С. 96–107. 4. Tuan Y.-F. Escapism. Baltimore: The John Hopkins University Press, 1998. 246 p. 5. Шапинская Е.Н. Эскапизм в пространстве массовой культуры // Яросл. пед. вестн. 2019. № 1(106). С. 180–185. DOI: 10.24411/1813-145X-2019-10295 6. Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии: переводы / сост. и послесл. П.С. Гуревича; общ. ред. Ю.Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. С. 3–30. 7. Степин В.С. Цивилизационного развития типы // Новая философская энциклопедия. Т. 4. М.: Мысль, 2001. С. 330–332. 8. Копылова Л.В. Развитие японского социума под влиянием НТП // Обществ. науки и современность. 2000. № 3. С. 46–50. 9. Yū Inutsuka. The Historical Development of the Concept of Technology in Japan // Mechane. 2020. P. 235–246. 10. Горохов В.Г. Техника и культура. Возникновение философии техники и теории технического творчества в России и Германии в конце XIX – начале XX столетия. М.: Логос, 2010. 376 с. 11. Жаринов Е. Роковой романтизм. Эпоха демонов. М.: АСТ, 2020. 576 с. 12. Башарова Е.А. Эскапизм как следствие физических ограничений человека // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7: Философия. Социология и соц. технологии. 2015. № 4(30). C. 105–112. DOI: 10.15688/jvolsu7.2015.4.13 13. Carr N. The Amorality of Web 2.0. 2005. URL: http://www.roughtype.com/archives/2005/10/the_amorality_o.php (дата обращения: 01.12.2020). 14. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Психологические факторы негативного отношения к новым технологиям // Психол. журн. 2016. Т. 37, № 6. С. 5–14. |