Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Эскапизм: между природой и культурой. С. 125–134

Версия для печати

Рубрика: Философия

УДК

130.2

DOI

10.37482/2287-1505-V081

Сведения об авторах

ТРУФАНОВА Елена Олеговна,
доктор философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник сектора теории познания Института философии РАН (Москва). Автор более 100 научных публикаций*
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2215-1040
*Адрес: 109240, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1; e-mail: eltrufanova@gmail.com

Аннотация

В статье исследуется феномен эскапизма, который предлагается рассматривать как естественную потребность человека, имеющую не только негативную, но и продуктивную форму. Анализируется предлагаемое культурным географом И-Фу Туаном представление об эскапизме как о «бегстве» человека от природных опасностей путем преодоления их с помощью создания культуры и «второй природы». Показывается, что, действительно, даже самые близкие к природе человеческие сообщества не способны выжить без культуры и технологий. Демонстрируется, что в конце XVIII – начале XIX века в результате научно-промышленных революций в культурном течении романтизма возникает отторжение техногенного общества и рациональности и пробуждается интерес к природе как отражению эмоционального, интуитивного начала человека. Дикие природные ландшафты, к которым стремится «убежать» представитель романтизма, не только привлекательны сами по себе – их созерцание является способом постижения внутреннего мира человека. Дикая природа привлекает романтика тем, что наедине с ней он свободен от давления общества, которое становится массовым и все более бюрократизированным. В эпоху появления Интернета сначала возникает тенденция «бегства» в виртуальный мир, где нет никаких ограничений, однако со временем Интернет становится неотъемлемой частью социальной жизни всех людей, и тогда его «эскапистская» привлекательность утрачивается. Напротив, возникает обратное желание – «бежать» из Интернета (который можно рассматривать в качестве «третьей природы») и существующего в нем неусыпного социального контроля со стороны других пользователей обратно в «реальный мир», т. е. мир «оффлайн». Таким образом, автор делает вывод, что эскапизм не провоцируется только природными угрозами или общественным давлением, человек бежит не от природы и не от культуры, он всегда бежит от ситуации, в которой ему плохо, в поисках той ситуации, где ему будет хорошо. И в этом поиске своего места он может выступать активным творческим преобразователем мира.
Для цитирования: Труфанова Е.О. Эскапизм: между природой и культурой // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2021. № 1. С. 125–134. DOI: 10.37482/2287-15 05-V081

Ключевые слова

эскапизм, романтизм, путешествие, природа, культура, цифровые коммуникации, Интернет, давление общества
Скачать статью (pdf, 0.5MB )

Список литературы

1. Беляева Л.А., Новикова О.Н. «Человек играющий» в эпоху постмодерна // Идеи и идеалы. 2018. № 3(37), ч. 2. С. 82–95. DOI: 10.17212/2075-0862-2018-3.2-82-95
2. Беловол Е.В., Кардапольцева А.А. Эскапизм «хороший» и эскапизм «плохой»: эмпирическая верификация модели // Приклад. юрид. психология. 2018. № 4(45). С. 38–48.
3. Труфанова Е.О. Эскапизм и эскапистское сознание: к определению понятий // Философия и культура. 2012. Т. 51, № 3. С. 96–107.
4. Tuan Y.-F. Escapism. Baltimore: The John Hopkins University Press, 1998. 246 p.
5. Шапинская Е.Н. Эскапизм в пространстве массовой культуры // Яросл. пед. вестн. 2019. № 1(106). С. 180–185. DOI: 10.24411/1813-145X-2019-10295
6. Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии: переводы / сост. и послесл. П.С. Гуревича; общ. ред. Ю.Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. С. 3–30.
7. Степин В.С. Цивилизационного развития типы // Новая философская энциклопедия. Т. 4. М.: Мысль, 2001. С. 330–332.
8. Копылова Л.В. Развитие японского социума под влиянием НТП // Обществ. науки и современность. 2000. № 3. С. 46–50.
9. Yū Inutsuka. The Historical Development of the Concept of Technology in Japan // Mechane. 2020. P. 235–246.
10. Горохов В.Г. Техника и культура. Возникновение философии техники и теории технического творчества в России и Германии в конце XIX – начале XX столетия. М.: Логос, 2010. 376 с.
11. Жаринов Е. Роковой романтизм. Эпоха демонов. М.: АСТ, 2020. 576 с.
12. Башарова Е.А. Эскапизм как следствие физических ограничений человека // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7: Философия. Социология и соц. технологии. 2015. № 4(30). C. 105–112. DOI: 10.15688/jvolsu7.2015.4.13
13. Carr N. The Amorality of Web 2.0. 2005. URL: http://www.roughtype.com/archives/2005/10/the_amorality_o.php
(дата обращения: 01.12.2020).
14. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Психологические факторы негативного отношения к новым технологиям // Психол. журн. 2016. Т. 37, № 6. С. 5–14.