CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Новозаветная антропология: совесть как антропологический феномен в контексте посланий апостола Павла. С. 114–124

Версия для печати

Рубрика: Философия

УДК

141.333:[227.12:22.07]

DOI

10.37482/2687-1505-V080

Сведения об авторах

Иерей Алексий (Раздоров Алексей Николаевич),
соискатель Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (Москва). Автор 8 научных публикаций*
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9394-3141
*Адрес: 115035, Москва, ул. Пятницкая, д. 4/2; e-mail: razdorov@bk.ru

Аннотация

В данной статье рассматривается новозаветное учение о человеке в аутентичных посланиях апостола Павла, в частном аспекте исследования антропологического феномена «совесть» как одного из важных этических терминов христианского мировоззрения. Несмотря на то, что эта тема основательно изучена в западной библейской науке, в отечественной богословской среде ей не уделено достаточного внимания. Поэтому с позиции богословского и филологического исследования в рамках историко-культурного подхода в статье осмысляется «совесть», выраженная апостолом Павлом термином συνείδησις в посланиях к коринфянам и к римлянам, авторство которых, бесспорно, принадлежит апостолу с точки зрения современной библеистики. Исследование показывает, что апостол Павел употреблял термин συνείδησις со смыслом, связанным с сознанием человека, без явного акцента на морали, как это выражено в философских трудах стоиков. Для апостола Павла термин συνείδησις в общем смысле означает автономную антропологическую инстанцию суждения / оценки человеком собственного поведения относительно принятых им норм, законов, правил. Однако, в зависимости от исторических обстоятельств, связанных с жизнью христианских общин, апостол наделил этот термин своими семантическими коннотациями. Благодаря данному исследованию термин συνείδησις в тексте посланий апостола Павла предстает не только как общеантропологический феномен, но и как независимый (автономный) персонифицированный свидетель истины, инстанция, свидетельствующая и проверяющая соответствие между заявленными ценностными нормами в уме и собственным поведением человека. Такая инстанция отображает мыслительную деятельность осознанного человека как личности в любой культурно-исторической эпохе вне зависимости от его религиозных предпочтений.
Для цитирования: Иерей Алексий (Раздоров А.Н.). Новозаветная антропология: совесть как антропологический феномен в контексте посланий апостола Павла // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2021. № 1. С. 114–124. DOI: 10.37482/2687-1505-V080

Ключевые слова

христианская антропология, антропология апостола Павла, послания к коринфянам, Послание к римлянам, феномен совести, самосознание/сознание, инстанция суждения/оценки, свидетель истины
Скачать статью (pdf, 0.6MB )

Список литературы

1. Швейцер А. Мистика апостола Павла // Христос или Закон? Апостол Павел глазами новозаветной науки / сост. и пер. А.Л. Чернявский. М.: РОССПЭН, 2006. С. 21–370.
2. Алексий (Раздоров), иерей. Исторический экскурс в исследование вопроса о происхождении и определении антропологического понятия συνείδησις апостола Павла в западной библеистике // Скрижали. 2016. № 12. С. 31–54.
3. Ианнуарий (Ивлиев), архим. Послания Апостола Павла к Тимофею. URL: https://spbda.ru/publications/ arhimandrit-iannuariy-ivliev-poslaniya-apostola-pavla-k-timofeyu/ (дата обращения: 29.03.2019).
4. Лан В.Л. Послание к Евреям // Словарь Нового Завета. Т. 2. Мир Нового Завета / под ред. Р. Мартина, Д. Рейда, К. Эванса; [науч. ред. И. Гусева и др.]. М.: Библ.-богосл. ин-т св. ап. Андрея, 2010. С. 233–245.
5. Домусчи С. Феномен совести в православном богословии и русской религиозно-философской традиции: дис. … канд. богословия. Сергиев Посад, 2012. 293 с.
6. Глубоковский Н.Н. Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу. Библейско-богословское исследование. Кн. 2. СПб.: Тип. Меркушева, 1910. 1306 с.
7. Merkel H. Die Pastoralbriefe. Göttingen: Vandehoeck & Ruprecht, 1991. 114 s.
8. Maurer C. Συνείδησις // Theological Dictionary of the New Testament / ed. by G. Kittel, G. Friedrich. Grand Rapids: Eerdmans, 1971. Vol. VII. P. 898–919.
9. Jewett R. Paul’s Anthropological Terms: A Study of Their Use in Conflict Settings. Leiden: E.J. Brill, 1971. 503 р.
10. Eckstein H.-J. Der Begriff Syneidesis bei Paulus: Eine neutestamentlich-exegetische Untersuchung zum ,Gewissensbegriff‘. Tübingen: J.C.B.Mohr (Paul Siebeck), 1983. 340 s.
11. Kampling R. Gewissen // Handbuch theologischer Grundbegriffe zum Alten und Neuen Testament / hrsg. von A. Berlejung, C. Frevel. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2006. S. 220–221.
12. Стеллецкий Н.С. Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении: в 3 т.: [Из чтений по богословию в Имп. Харьк. Ун-те / Соч.]. Харьков: Епарх. тип., 1914. Т. 1. 502 c.
13. Ианнуарий (Ивлиев), архим. Основные антропологические понятия в посланиях святого апостола Павла // Православное учение о человеке: избр. ст. М.; Клин: Синод. Богосл. Комиссия, Изд-во „Христианская жизнь“, 2004. С. 18–23.
14. Вевюрко И.С. Апостол Павел: начала христианской антропологии: дис. … канд. филос. наук. М., 2007. 149 с.
15. Conzelmann H. Der erste Brief an die Korinther. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1981. 372 s.
16. Euripides. Orestes // Euripidis Fabulae / ed. by G. Murray. Vol. 3. Oxford: Clarendon Press. 1913. URL: http://www.perseus.tufts.edu/hopper/collection?collection= Perseus:collection:Greco-Roman (дата обращения: 28.10.2019).
17. Chadwick H. Gewissen // Reallexikon für Antike und Christentum: Sachwörterbuch zur Auseinandersetzung des Christentums mit der antiken Welt. Stuttgart: Hiersemann, 1978. Bd. X. 1285 s.
18. Schinkel A. Conscience and Conscientious Objections. Amsterdam: Pallas Publications, 2007. 638 p.
19. Fee G.D. The First Epistle to the Corinthians. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1987. 880 p.
20. Söding T. Starke und Schwache. Der Götzenopferstreit in 1Kor 8–10 als Paradigma paulinischer Ethik // ZNW. 1994. Vol. 85, № 1-2 P. 69–92. DOI: 10.1515/zntw.1994.85.1-2.69
21. Кинер К. Библейский культурно-исторический комментарий. Ч. 2. Новый Завет / пер. с англ. А.П. Платуновой. СПб.: Мирт, 2005. 733 с.
22. Schrage W. Der erste Brief an die Korinther (1Kor 1,1–6,11). Zürich: Neukirchener Verlag, 1991. 436 s.
23. Wolff C. Der zweite Brief des Paulus an die Korinther. Berlin: Evangelische Verlagsanstalt, 1989. 269 s.
24. Fitzmyer J.A. Pauline Theology // The New Jerome Biblical Commentary / ed. by R.E. Brown, J.A. Fitzmyer, R.E. Murphy. Upper Saddle River: Prentice-Hall, 1990. P. 1382–1415.
25. Plummer A. A Critical and Exegetical Commentary on the Second Epistle of St. Paul to the Corinthians. Edinburgh: T&T Clark Ltd, 1999. 404 p.
26. Lohse E. Der Brief an die Römer. Göttigen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2007. 423 s.
27. Gathercole S.J. A Law unto Themselves: The Gentiles in Romans 2:14–15 Revisited // J. Study New Testam. 2002. Vol. 24, № 3. Р. 27–49. DOI: 10.1177/0142064X0202400302
28. Pesch R. Römerbrief. Würzburg: Echter Verlag, 1994. 115 s.