CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Логос и протез: теория третьей памяти Бернарда Стиглера. С. 90–99

Версия для печати

: Философия

101.3+165.62

10.37482/2687-1505-V067

ПОДОРОГА Борис Валерьевич, кандидат философских наук, младший научный сотрудник сектора социальной философии Института философии РАН (Москва). Автор 14 научных публикаций*
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0057-9457
*Адрес: 109240, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1; e-mail: boris.podoroga@gmail.com

В настоящей статье обсуждается соотношение понятий «письмо» и «третья память» в философии техники Бернарда Стиглера. Показывается, что понятие третьей памяти почти полностью совпадает с дерридианским понятием письма, будучи досознательной экстериоризацией («опространствлением») чувственности, определяющей специфику человеческого бытия. Третья память выражается во всем, что попадает под рубрику «запись», начиная от самых примитивных орудий и заканчивая социально-политическими институтами и кибернетическими технологиями. В отличие от Ж. Деррида, Стиглер полагал, что наиболее отчетливо третья память выражается в материально-технических объектах. В качестве примера приводится стиглеровский критический анализ феноменологии позднего Гуссерля и экзистенциальной онтологии Мартина Хайдеггера. Стиглер показывает, что в феноменологии Гуссерля в качестве инстанции третьей памяти выступает понятие «третичной ретенции», определяющей совокупность символов, знаков и образов, скрытым образом конституирующих феноменологический опыт, а в философии Хайдеггера – понятие «всемирно-исторического», определяющего объективное историческое наследие человечества, без которого, как показывает Стиглер, невозможен экзистенциальный опыт. В статье разбирается стиглеровский тезис об исторической и онтологической двойственности третьей памяти, заключающей в себе как творческие, так и разрушительные возможности. Снова ссылаясь на Деррида, Стиглер показывает, что технику следует понимать в качестве того, что Платон называл словом «фармакон» (pharmakon), обозначающим вещество, которое может выступать как яд и как лекарство. Это определяет проблему современности, связанную с отсутствием рефлексии такой структурной двойственности техники, что приводит к избыточной инструментализации и деструктивному воздействию техники на человека, аналогично тому, что происходило во времена греческих софистов.

Бернард Стиглер, философия техники, протез, третья память, Жак Деррида, письмо, след
(pdf, 0.5MB )

1. Кралечкин Д. Разум и глупость в цифровую эпоху // Логос. 2013. № 3(93). С. 178–187.
2. James I. Bernard Stiegler and the Time of Technics // Cult. Politics. 2010. Vol. 6, № 2. Р. 207–228.
3. Colebrook C. Impossible, Unprincipled, and Contingent: Bernard Stiegler’s Project of Revolution and Redemption // Boundary 2. 2017. Vol. 44, № 1. Р. 213–237.
4. Stiegler B. Technics and Time 1: The Fault of Epimetheus. Stanford: Stanford University Press, 1998. 298 p.
5. Haworth M. Bernard Stiegler on Transgenerational Memory and the Dual Origin of the Human // Theory Cult. Soc. 2016. Vol. 33, № 3. Р. 151–173.
6. Капп Э., Кунов Г., Нуаре, Л., Эспинас А. Роль орудия в развитии человека: сб. ст. Ленинград: Прибой, 1925. 172 c.
7. Leroi-Gourhan A. Gesture and Speech. Cambridge: MIT Press, 1993. 432 p.
8. Abbinnett R. The Thought of Bernard Stiegler: Capitalism, Technology and the Politics of Spirit. New York: Routledge, 2017. 196 p.
9. Деррида Ж. О грамматологии. М.: Ad Marginem, 2000. 513 c.
10. Деррида Ж. Письмо и различие. М.: Акад. проект, 2007. 496 c.
11. Автономова Н.С. Философский язык Жака Деррида. М.: РОССПЭН, 2011. 510 с.
12. Turner B. Ideology and Post-Structuralism After Bernard Stiegler // J. Polit. Ideol. 2017. Vol. 22, № 1. Р. 92–110.
13. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т. 1. Феноменология внутреннего сознания времени. М.: Гнозис, 1994. 104 с.
14. Stiegler and Technics / ed. by C. Howells, G. Moore. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2013. 312 p.
15. Stiegler B. Symbolic Misery. Cambridge: Polity Press, 2014. 144 p.
16. Деррида Ж. «Голос и феномен» и другие работы по теории знака Гуссерля. СПб.: Алетейя, 2014. 208 с.
17. Хайдеггер М. Бытие и время. СПб.: Наука, 2006. 452 c.
18. Stiegler B. La technique et le temps, 2: La désorientation. Paris: Galilée, 1996. 281 p.
19. Heidegger M. The Concept of Time. Oxford: Blackwell, 1992. 40 p.
20. Tinnell J. Grammatization: Bernard Stiegler’s Theory of Writing and Technology // Comput. Compos. 2015. Vol. 37. Р. 132–146.
21. Roberts B. Introduction to Bernard Stiegler // Parallax. 2007. Vol. 13, № 4. Р. 26–28.
22. Stiegler B. La technique et le temps, 3: Le temps du cinéma et la question du mal- être. Paris: Galilée, 2001. 329 p.
23. Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь: в 2 т. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1958. 1905 с.
24. Деррида Ж. Диссеминация. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. 608 с.
Ref