Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Философия
316.472.4+316.624
10.37482/2227-6564-V054
ИЗЛУЧЕНКО Татьяна Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Сибирского федерального университета (г. Красноярск). Автор 39 научных публикаций*
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5644-301X *Адрес: 660041, г. Красноярск, просп. Свободный, д. 79; e-mail: izluchenko@mail.ru
В статье исследуется конструирование социальной реальности в религиозном экстремизме. Повседневная жизнь экстремистов рассматривается как альтернативная социальная реальность, которая противопоставляется объективной реальности и позиционируется единственно истинной. Методология работы основывается на феноменологической теории П. Бергера о конструировании мира множеством трансцендентальных субъектов. Повседневность экстремистов регулируется установленным в экстремистском сообществе социальным порядком, обеспечивающимся специфическими установками, преференциями, конвенциями, ценностями и социальным базисом знаний, которые содержатся в их идеологии. Важным научным результатом исследования является характеристика механизмов социального конструирования применительно к экстремистскому мировоззрению. Когнитивные искажения, утверждение личной значимости способствуют положительному восприятию положений идеологии и активному участию в экстремистской деятельности, а бинарная оппозиция «свои – чужие» – поляризации взглядов, ограничению внешних контактов и формированию положительного образа своих (при игнорировании их негативных качеств) и гиперболизации негативных качеств чужих. Идеализация истории и героитизация отдельных участников порождают ложные представления о справедливости, возможности создания идеального государственного устройства и мотивируют экстремистов на совершение противоправных действий, в т. ч. с использованием насилия. Модели мышления корректируются в соответствии с идеологией, посредством социальных действий и ритуальных практик конструируются новые паттерны поведения. Противоправному характеру экстремистской деятельности придается статус исполнения воли высших сил, священного долга по установлению всеобщего блага и борьбы с мировым злом. Указанные механизмы свойственны различным видам экстремизма (национального, политического). Религия выступает усиливающим идеологическое содержание элементом, позволяющим экстремистским сообществам проецировать предельные смыслы в объективную реальность, наделяя ее заданным смыслом.
Для цитирования: Излученко Т.В. Механизмы конструирования социальной реальности в религиозном экстремизме: социально-философский анализ // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2020. № 5. С. 106–113. DOI: 10.37482/2227-6564-V054
социальная реальность, религиозный экстремизм, П. Бергер, экстремистская идеология
1. van Prooijen J.-W., Kuijper S.M.H.C. A Comparison of Extreme Religious and Political Ideologies: Similar Worldviews but Different Grievances // Pers. Individ. Differ. 2020. Vol. 159, аrt. № 109888.
2. Тимощук Е.А. Конструирование социальных процессов в феноменологии Питера Бергера // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2019. Т. 2, № 3. С. 76–88. DOI: 10.5840/dspl20192339 3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 c. 4. Бергер П. Священная завеса. Элементы социологической теории религии. М.: Новое лит. обозрение, 2019. 208 с. 5. О противодействии экстремисткой деятельности: федер. закон Рос. Федерации от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 27 июня 2002 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 10 июля 2002 г. URL: https://base.garant.ru/12127578/ (дата обращения: 23.03.2020). 6. Комлев Ю.Ю. Постмодернизм о девиантности и преступности // Социология, философия, право в системе противодействия преступности: материалы Всерос. науч.-практ. конф., г. Красноярск, 22 ноября 2018 года. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2018. С. 174–179. 7. van Prooijen J.-W., Krouwel A.P.M. Psychological Features of Extreme Political Ideologies // Cur. Dir. Psychol. Sci. 2019. Vol. 28, № 2. P. 159–163. 8. Руткевич Е.Д. Питер Бергер – полвека творческого пути // Социол. исслед. 2011. № 1. С. 114–123. 9. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. М.: Ин-т Фонда «Обществ. мнение», 2003. 336 с. 10. Bering J.M. The Folk Psychology of Souls // Behav. Brain Sci. 2006. Vol. 29, № 5. P. 453–462. 11. Agnati L.F., Marcoli V., Agnati U., Ferraro L., Guidolin D., Maura G. The Mis-Exaptation of the Prediction Capability of Humans and Emergence of Intolerant Religious Beliefs // Neurol. Psychiatry Brain Res. 2017. Vol. 23. P. 43–53. 12. Kruglanski A., Fernandez J., Factor A., Szumowska E. Cognitive Mechanisms in Violent Extremism // Cognition. 2019. Vol. 188. P. 116–123. 13. Вальденфельс Б. Мотив чужого: сб. Минск: Пропилеи, 1999. 176 с. 14. Coates J.F. Utopia – An Obsolete Concept // Technol. Forecast. Soc. Change. 2016. Vol. 113, pt. A. P. 110–111. 15. Isaac R.K. Every Utopia Turns into Dystopia // Tour. Manag. 2015. Vol. 51. P. 329–330. 16. Vial T. Harvey Whitehouse. Arguments and Icons: Divergent Modes of Religiosity // Religion. 2004. Vol. 34, № 3. P. 248–250. URL: http://docslide.net/documents/harvey-whitehouse-arguments-and-icons-divergent-modes-of-religiosity-n... html (дата обращения: 13.12.2019). 17. Atran S., Ginges J. Religious and Sacred Imperatives in Human Conflict // Science. 2012. Vol. 336, № 6083. P. 855–857. 18. Brandt M.J., van Tongeren D.R. People Both High and Low on Religious Fundamentalism Are Prejudiced Towards Dissimilar Groups // J. Pers. Soc. Psychol. 2017. Vol. 112, № 1. P. 76–97. |